Сооружение административно-делового комплекса в Красногвардейском районе имеет статус целевой программы, одобренной правительством Петербурга и принятой Законодательным Собранием СПб 29 марта 2006 года (сроки реализации - 2007-2016 гг.). Изначально декларировалось освоение территории площадью порядка 25 га на Большеохтинском проспекте, в месте впадения в Неву реки Охты (напротив Смольного). До недавнего времени там располагались Бизнес-центр, ОАО "Завод штурманских приборов" и корпуса бывшего Петрозавода. Предполагалось, что общая площадь делового комплекса составит около миллиона квадратных метров, причем главным объектом нового строительства станет административное здание для "дочки" "Газпрома" - ОАО "Сибирская нефтяная компания" (с 13 мая 2006 года "Сибнефть" переименована в "Газпромнефть"). Предполагалось, что финансирование проекта, первоначально оцененного в 3 миллиарда долларов, будет смешанным: 2 миллиарда оплатит Петербург из своего бюджета, 1 миллиард дадут частные инвесторы. При этом заявлялось, что часть возведенных площадей отойдет в собственность города. Однако к моменту второго чтения закона о целевой программе в Законодательном собрании порядок финансирования и его объемы были изменены: стоимость снизили до 2 миллиардов долларов, но финансирование целиком взял на себя Санкт-Петербург. Представляя программу городскому парламенту, вице-губернатор Михаил Осеевский пояснил, что эти средства предполагается возместить за счет налоговых поступлений "Сибнефти" в петербургскую казну. По всему тексту окончательного варианта документа было вымарано словосочетание "внебюджетные средства"; а все обозначенные в программе суммы оказались переведены в рублевый эквивалент, причем по довольно странному курсу (1 доллар приравняли к 30 рублям, тогда как в то время по курсу ЦБР он составлял порядка 27 рублей). Поправка, предложенная комиссией по городскому хозяйству, предусматривала ежегодный, предваряющий рассмотрение закона о бюджете, отчет губернатора о ходе выполнения целевой программы. Однако поправку эту не приняли. Вице-губернатор Осеевский, комментируя такой поворот событий, сослался на требование соблюдения коммерческой тайны, к каковой отнес суммы налоговых платежей, поступающих от конкретных организаций. В то же время город по загадочным причинам отказался от права собственности на часть проектируемых площадей. Поправка, предложенная депутатом Сергеем Гуляевым, определявшая долю имущества Петербурга в площадях "Газпром-сити" пропорционально доле вложенных бюджетных средств, также не была принята. Подобный подход заставил Гуляева говорить о схеме финансирования этой целевой программы не иначе как об афере: "За такие деньги, - заявил депутат, - можно за десять лет построить 50 тысяч квартир в городе. В то же время на строительство такого жилья город на 10 лет потеряет всего 450 миллионов. Целевая программа больше похожа на бюджетную аферу. За гораздо меньшие нарушения Ходорковский сидит в тюрьме. Получается, что мы отнимаем деньги у стариков и строим в центре города Вавилонскую башню". К тому же, по мнению Гуляева, предложенный парламенту законопроект вообще нельзя классифицировать как целевую программу, ибо он не отвечает ее принципам. В частности, не сформулирована сама цель, а единственным поддающимся измерению показателем программы является строительство объекта площадью 1 миллион квадратных метров, больше - ничего. Кроме этого, единственного мероприятия, не определены никакие промежуточные этапы или показатели реализации. К тому же, бюджетные средства будут расходоваться без проведения конкурса, что противоречит закону о целевых программах. Между тем, согласно утвержденной правительством РФ Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, целевая программа должна отвечать ряду требований – таких, как формулировка цели, описание ожидаемых результатов от ее реализации, систему показателей для измерения результатов, обоснование потребностей в ресурсах для достижения целей программы. Ни одному из этих требований программа строительства "Газпром-сити" не отвечает. "Из Петербурга, похоже, пытаются сделать некий оффшор – Каймановы острова или Кипр, - легализуя схему бюджетного отката до 50 процентов суммы уплаченных налогов, - заключил депутат. - За гораздо меньшее Ходорковский сидит в тюрьме. А яма на Московском вокзале, "построенная печально известным РАО "ВСМ" и Ледовый дворец выглядят просто мелким мошенничеством". Депутат Сергей Андреев подверг сомнению и заложенную стоимость квадратного метра проектируемых площадей – 2 тысячи долларов. По его мнению, она завышена примерно в 3,5 раза. Другой депутат, пожелавший остаться не названным, тогда же заметил: "Если бы к Осеевскому не как к вице-губернатору, а как к банкиру, кто-то пришел бы с такой филькиной грамотой за кредитом в 2 миллиарда долларов, то можно себе представить, что бы он ему ответил". У депутата Озерова возник вопрос о возможности прекращения налоговых поступлений. "Если будут приняты изменения в федеральное законодательство, обязывающие нефтедобывающие компании с 2007 года платить налоги только по месту добычи нефти, что мы будем делать?" - спрашивал парламентарий. Но Смольный не разделил опасений в том, что при таком повороте проект будет заморожен и превратится в очередной недострой. И в самом деле, впоследствии министр финансов Алексей Кудрин будет не однократно ставить вопрос о необходимости изменить федеральное законодательство так, чтобы запретить произвольно менять место регистрации компаний. По мнению Минфина, хаотичная перерегистрация вызывает "локальные бюджетные кризисы" в регионах, а потому самым негативным образом сказывается на российской экономике. Тем не менее, закон об особых условиях сооружения "Газпром-сити" был принят в том виде, в котором эксперты оценивают его не как целевую программу, а как документ, призванный закрепить за городом обязательства по предоставлению субсидий "Сибнефти". Но и этого сырьевому монополисту показалось мало. Не прошло и полгода, как правительство Петербурга внесло изменения в целевую программу строительства делового центра для "дочки" "Газпрома". В сентябре Смольный предложил Законодательному собранию спешным порядком рассмотреть ряд поправок, суть которых сводится к следующему: 1) выделить первый транш из городского бюджета в размере 1,7 миллиардов рублей уже в этом году (а не в 2007, как было определено в утвержденной целевой программе); 2) разрешить построить на выделенной территории не только офисные здания, но и жилые; 3) исключить из названия целевой программы привязку к Красногвардейскому району. Последний пункт дает надежду ревнителям сохранения исторического Петербурга – похоже, яростный протест питерских архитекторов, деятелей науки и культуры, выказанный планам Алексея Миллера воткнуть 300-метровый небоскреб напротив собора Растрелли, не остался не замеченным, и место реализации газпромовских амбиций может быть изменено. Реализация первого пункта потребует изменения утвержденного городского бюджета на 2006 год. Второго – внесения поправок в закон о целевой программе строительства "Газпром-сити". Появление жилой функции в проекте сооружения офисного центра пытаются прикрыть фиговыми листами национальной программы "доступное жилье". Но едва ли приходится сомневаться в том, что построенные компанией Миллера элитки окажутся доступным для нуждающихся в улучшении жилищных условий петербуржцев. Зато такой поворот дела дает ответ на мучивших наивных граждан вопрос: ну зачем офисным служащим непременно требуется шикарный вид из окна, они же вроде трудиться должны на рабочем месте, а не по сторонам глядеть… Стоимость продаваемого квадратного метра взлетает пропорционально высоте здания, обеспечивающего впечатляющий обзор красот Петербурга. Так, в пресловутом "Монблане" (высотный комплекс, возводимый у гостиницы "Петербург") квартиры продаются по цене за 5-6 тысяч долларов за метр. И, надо полагать, элитное жилье на отведенной "Газпрому" территории также будет высотным. Ведь если людям господина Миллера удастся выкрутить руки разработчикам нового высотного регламента, добившись исключения из правил для зоны офисного центра, такие же исключительные права получат и построенные рядом жилые комплексы. Согласно приказу № 695, изданному КГА в 2004 году, временный регламент застройки (ВРЗ) обязаны разрабатывать не для отдельного земельного участка, а, как минимум, для квартала. Это означает, что когда офисному центру "Газпрома" разрешат подняться до 300 метров, такая же высотная норма станет законной и для прочих расположенных в непосредственной близости сооружений – по крайней мере, внутри осваиваемого квартала. Дарья ЛУСПЕКАЕВА
|