О нас

Новости

Критика проекта
   Архитектура
   Экология
   Экономика
   Общество

Исчезающий Петербург

Без ответа

Мнения
   За
   Против
   Сказано
   Пресса

Экспертиза

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Наши акции

Галерея

Творчество
   Фольклор
   Картинки
   Аудио
   Видео

Форум

ЖЖ сообщество



09.09.09(19:18)
Юрий Мамин: "Башню на Охте строит Грядущий хам"
Юрий Мамин: "Башню на Охте строит Грядущий хам"

   Кинематографист Мамин — автор легендарных "Окна в Париж", "Бакенбардов", "Горько!". Едва услышав тему интервью, мэтр отложил все дела: "Я знаю, насколько это важно и срочно. Приезжайте ко мне прямо завтра!"
   
   На днях, как сообщили корреспонденту ЗАКС.Ру активисты движения "Живой город", Юрий Мамин подписал инициированное ЖГ "антигазпромовское" открытое обращение, адресованное президенту Медведеву. Фамилия маэстро — наравне с подписями других оппонентов небоскреба, как общественных деятелей, так и простых петербуржцев, — стоит и под одним из сотен заявлений, переданных в комиссию по землепользованию и застройке Красногвардейского района, с требованием признать слушания 1 сентября нелегитимными и не давать ОДЦ "Охта" разрешение на отклонение от предельных параметров высоты.
   
   Непотопляемые временщики
   
   
   — Гигантский небоскреб, сравнимый с американскими, который Газпром собирается возвести на Охте, сразу уничтожит Петербург как город неповторимого архитектурного стиля, — объясняет свое возмущение собеседник ЗАКС.Ру, — нарушит его "строгий, стройный вид", в котором над равновысотными зданиями классического стиля и модерна всегда доминировали шпили Адмиралтейства, Петропавловки, Смольного собора и 100-метровый Исаакий. 400-метровый монстр на Охте превратит их в игрушечные постройки, а сам станет доминантой, которая с этого момента и будет определять лицо нашего города.
   
   Надо либо очень не любить Петербург и сознательно стремиться сильно навредить ему, либо ничего не понимать в гармонии и красоте, созданными великими предками и ставить личное сиюминутное обогащение выше интересов нынешнего и будущего поколения петербуржцев. Это хамство по отношению к ним. Так могут поступать лишь временщики, которые действуют по принципу: после нас хоть потоп и у которых не хватает воображения, чтобы представить, как потомки будут проклинать их варварство и плевать на их могилы.
   
   — Говоря о происходящем, вы то и дело используете термин "хамство"...
   — Незадолго до Октябрьской революции, когда ощущалось, что нас может ожидать в недалеком будущем, Мережковский написал статью "Грядущий хам". А потом Кустодиев написал картину "Большевик", на которой изображен этот хам — гигантский бородатый мужик с красным знаменем, который шествует над городом, перешагивая через здания и реки. Это провидческие образы… Сегодня, с высоты наших дней, уже в XXI веке, мы можем вспомнить и отметить, сколько же прекрасных храмов и исторических зданий было порушено в советской России вообще и в Ленинграде-Петербурге в частности. Сначала планомерные разрушения велись по сталинским указам, потом сильно постарался Никита Хрущев, уничтожив сотни церквей и храмов. Ни Хрущев, ни Сталин никогда не жили в Санкт-Петербурге: один пришел с грузинских гор, другой — с Украины. Оба малограмотные, лишенные представления о традициях, о культуре. Их абсолютно не трогала красота северной столицы. Она была им безразлична. И они разрушили много прекрасных сооружений…
   
   — Наверное, стоит добавить: сделанных не ими?
   — Естественно, не ими. Ведь Питер — самый красивый город страны — был создан лучшими зодчими Европы, которые по приглашению Петра прибыли сюда, чтобы творить, выдумывать, пробовать. Здешний сырой климат был для европейцев губителен. Однако они не побоялись рискнуть здоровьем. Многие архитекторы сгорели здесь от скоротечной чахотки. Но успели оставить прекрасный след своими сооружениями. Заметьте, что все русские цари только приумножали красоту города, приглашая все новых талантливых градостроителей, оставивших свой след в истории архитектуры. И только Октябрьская революция прервала этот процесс.
   
   Достаточно привести такой факт. За Сампсониевским собором, что на правом берегу Невы, находилось небольшое Сампсониевское кладбище, на котором были похоронены почти все великие архитекторы Петербурга, создавшие наш город. В 30-е годы все могильные памятники снесли, и на месте кладбища был разбит сквер Карла Маркса. В 1924 году Зиновьев требовал снять с Александрийского столпа ангела и поставить вместо него гигантскую фигуру Ленина. Чудом удалось не допустить этого варварства. Иначе нам сегодня было бы стыдно выходить на Дворцовую площадь.
   
   — Но вы сами привели в пример Америку, а там...
   — Америка — это новая страна, без исторических традиций. Нью-Йорк строился по принципу: чем меньше площадь постройки, тем выше здание, чтобы побольше на нем заработать. Со временем город небоскребов приобрел свой архитектурный стиль. Он по-своему прекрасен. Я бы хотел, чтобы в России или даже в нашей губернии появился бы город такого стиля. Однако к Петербургу это не может иметь отношения, так как облик этого города-памятника под открытым небом формировался в XVIII–XIX веках и начале XX века. Различные стили, соседствующие друг с другом, объединяет соразмерная высота сооружений. Если смотреть на город с высоты 5-этажного дома, он напоминает равнинное плато из чередующихся крыш, над которыми возвышаются сверкающие купола церквей. В этом его особенность. В Москве такой панорамы вы не увидите: там разновысотный город, чей прежний стиль давно изуродован временщиками. Старую Москву все труднее отыскать между стеклянными высотками и новыми монументами Церетели.
   
   А Петербург ценят за его неповторимую архитектуру не только жители города, но и иностранцы. Некоторые считают его самым красивым городом мира. Но эту точку зрения никогда не разделяли советские градоначальники. Партийные бонзы устраивали свадьбы своих детей во дворцах, били царские сервизы, продавали за рубеж шедевры искусства, устраивали в храмах склады, наносили городу вред, сравнимый с фашистскими бомбежками.
   
   Был даже план снести храм Спаса на Крови, что стоит на канале Грибоедова, так как он мешал увидеть с Невского проспекта музей Ленина. Я не знаю более прекрасного собора с уникальными мозаиками, равных которым нет в мире. Если бы его снесли, это был бы ужас! Есть такое понятие: временщик. Это высокопоставленный чиновник, который в течение определенного срока осуществляет руководство вверенным ему объектом. Он живет по принципу: после нас хоть потоп. Но мы-то не можем так жить! Мы не хотим допустить, чтобы наши потомки, будущие петербуржцы, жили не в этом уникальном городе, а в беспорядочном нагромождении строительных сооружений... Так уже случилось с Москвой и многими городами, потерявшими свое лицо. Там вовсю похозяйничал Грядущий хам. Но у нашего города, кроме лица, подаренного нам предками, ничего более ценного нет!!! Это, если хотите, единственное, что отличает Петербург, выделяя его из городов мира. И тот уродливый стандарт, который укоренился в столице и других городах России, здесь недопустим!
   
   
   Зачем нужны звездочки
   
   — Надежда еще есть на то, что их можно остановить?
   — Ну а зачем мы с вами тогда разговариваем? Надо попытаться. Необходимо! Я не знаю, как можно будет жить в городе, где надо всем возвышается это 400-метровое уродство — и над Смольным собором, и над Исаакием... Архитектурное величие города будет уничтожено, как только поставят здесь этого монстра.
   
   — А как вы относитесь к планомерному уничтожению исторического облика города, так называемой рядовой застройки, которая, по сути, и являет собой душу Петербурга?
   — С болью. У нас все-таки не демократическое государство, а вертикаль власти. A власть в нашей стране часто дает право нарушать законы и делать все ради собственной выгоды или собственного удовольствия. Такое право дают звездочки на погонах или кабинеты в федеральных офисах. Попробуйте при этом добиться справедливого решения в наших судах! Европейский суд по правам человека завален заявлениями от российских просителей, которые не могут добиться справедливости в своей стране.
   
   Если говорить о тихом разрушении города, то оно происходит постоянно. Кому-то за какие-то заслуги разрешают перестроить или снести какое-то историческое здание или построить офис на месте исторического сквера. Иногда сносятся целые кварталы. Это делается "тихой сапой", без оповещения общественности. Это "стыдливое" разрушение города ведет к его необратимым изменениям. И скоро мы ахнем: "Боже мой, этого сквера уже нет, и переулка нет! И целый исторический квартал превратился в холдинг некой компании". А целевые поджоги — этот проверенный в Москве и успешно отработанный метод расправы со стариной, когда нужно освободить место для коммерческой застройки! Сейчас подобные пожары в Петербурге не редкость. Это все — постепенное перерождение города.
   
   Но когда возникнет газпромовский монстр — бесполезно будет говорить о спасении какого-то отдельного здания, квартала, района. Прежнего города не станет!
   
   — Вы давно живете в этом доме на Гороховой?
   — С рождения. В эту квартиру въехал мой дед еще в конце 1920-х.
   
   — Его еще не пытались признать аварийным?
   — Пытались. Он построен во 2-й половине XIX века и пережил блокаду. Конечно, дом в какой-то степени аварийный, с протечками и слабым напором воды и газа. Гороховая улица — она вся историческая, здесь жили и писатели, и их персонажи. Где жил Обломов, например? Вполне возможно, что в моей квартире. Напротив, на втором этаже дома №33, по версии Достоевского, Рогожин убил Настасью Филипповну. Дальше — Екатерининский канал, на котором жили поэты Серебряного века, Малая Голландия с квартирой Блока, дворец старой графини из "Пиковой дамы", а дальше Мойка с домом Пушкина… Это ценности для человека, ощущающего свою связь с предками, историей и культурой. Но это лишь пустой звук для невежественных предпринимателей, желающих заработать деньги. Когда у человека есть свобода физическая, но нет свободы духовной, — он разрушитель. Это мне напоминает любителей природы, которые выезжают в лес, чтобы убивать. Я считаю охотников людьми с неразвитой психикой, которые лишены чувства уважения к чужой жизни, чувства сострадания. То же самое относится и к разрушителям старых городов. Это очень близкие категории неразвитого сознания.
   
   И все же до такого произвола еще не доходило — весь город подставить под 400-метровую башню и сделать его игрушечным придатком к этому монстру! Это уже перехлест. Безнаказанность рождает беспредел и позволяет хозяевам жизни относиться к нам, как к муравьям. Стоят над муравейником и ощущают себя вправе наступить на него ногой, разрушить или помочиться…
   
   — Кого вы имеете в виду — федеральное руководство, чиновников на местах, владельцев крупных компаний?
   — Симбиоз чиновников и промышленных олигархов.
   
   — Но некоторые из них считаются меценатами...
   — Да, чаще всего они поддерживают футбольные клубы. Абрамович, например, вложил миллиарды в английский футбол. Иногда кто-то из них подкинет небольшие деньги на проведение какого-нибудь конкурса или выставки. Но это — редкие частности. Вот в казино они позволяют себе проиграть сотни тысяч! Желая показать свое богатство, один из них заваривал кофе в джезве, подогревая его огнем горящей пачки 100-долларовых купюр! Могут затратить колоссальные деньги на лицензии для отстрела редких диких животных в Африке. А потом устроить музей из чучел убитых слонов и белых носорогов. Могут даже церквушку соорудить — для отмывания грехов. Это пожалуйста! Но на развитие культуры, на приюты для беспризорных детей и для стариков, на больницы, школы, музеи — не дадут. Эти проблемы их не волнуют. Однажды Станиславский, репетируя с актерами МХАТа, предложил им этюд "банковская биржа". Все артисты начали действовать, одни наперебой покупали акции, другие продавали, кто-то пытался покончить с собой. Один только Качалов невозмутимо стоял у портала, не принимая никакого участия в общей суматохе.
   — А почему вы не действуете? — спросил Станиславский.
   – А потому, что мои деньги лежат в другом банке, — ответил Качалов.
   Примерно такая же психология у современных российских магнатов. Мне кажется, что сегодняшняя нацеленность общества на обогащение при отсутствии всех остальных позитивных приоритетов убийственна для культуры. А без нее начинается одичание. И мы это ощущаем на каждом шагу.
   
   — Думаете, вообще никакие стимулы не работают, религиозные в том числе?
   — Религиозные тоже не работают. Приходят, свечки ставят — вот и вся религия. Если уж очень толстая свечка — значит убил кого-то. Построение светлого коммунистического будущего отпало как недостижимое... Но оно ведь, кстати, очень сильно стимулировало! Была цель, и люди надеялись, что она в общем-то правильная. И когда эта цель отпала, а другой не появилось, в обществе возникла пустота и апатия. Социальное неравенство вызывает протест у огромной части населения. И она неизбежно возвращается к идее социализма.
   
   
   Не думай о пиратах свысока
   
   — Похоже, многое из того, о чем мы сейчас говорим, так или иначе звучало в вашей давней картине "Бакенбарды". Она ведь как раз об этом — об истоках и механизмах социальной, культурной, ментальной, если угодно, розни, противостояния...
   — Для фильма "Бакенбарды" это верно лишь отчасти. Картина была посвящена проблеме отечественного национализма, его причин, методов, проявлений, связей с партийным руководством. Когда меня в связи с выступлениями и преступлениями скинхедов приглашали участвовать в телевизионной полемике, я всегда заявлял: "Покажите "Бакенбарды". Там я основательно высказался по всем этим вопросам. Картина гораздо более действенное средство, чем обмен словами. Но чиновникам от телевидения активно не нравится этот фильм. Эту картину демонстрируют крайне редко. Собирались показать по каналу "Культура", ко мне приезжал Кирилл Разлогов, брал интервью, предваряющее фильм. Но, как видите, решили не показывать. Цензура сегодня гораздо жестче, чем идеологическая советская цензура. Очевидно, нынешним хозяевам телеканалов есть что терять. И они не хотят осложнений: вдруг кому-то наверху это не понравится, вдруг позвонят из Думы, на всякий случай не будем показывать... Поэтому постепенно "вымываются" из эфира наиболее смелые и проблемные передачи.
   
   — Вы недавно обмолвились, что политической сатиры в нашем кино нет. Это так?
   — Она закончилась, пожалуй, с картиной "Окно в Париж". Кстати, после этого я больше не получал никакой государственной помощи, никогда, вплоть до последней картины "Не думай про белых обезьян". На нее удалось добиться частичного финансирования от Минкульта. Но ведь это впервые за 10 лет! Закончилась эпоха перестройки, когда руководителям государства надо было сбить с пьедестала прежние идеалы социализма и когда им был нужен был социальный сатирик. Теперь другие лозунги: "Не раскачивайте лодку" и "Воспитывайте молодежь на положительных примерах", — эти тезисы мы уже проходили не раз. Когда чиновничество рассаживается в кресла, само существование социального критика представляет угрозу для незыблемости их положения.
   
   Смехачество, зубоскальство — это пожалуйста! Можно передразнивать манеру публичных людей — от президента до известного артиста, можно пародировать старые фильмы, песенные шлягеры. Но не более того. Райкиных нет. Гоголей и Салтыковых-Щедриных нет. Их вытравили, причем основательно. Стиль американского коммерческого кинематографа победил все остальное. Новый зритель инфантилен и невзыскателен. Взрослые люди на вечерних сеансах смотрят фильмы типа "Властелин колец" или "Пираты Карибского моря" — это говорит об инфантилизации общества. Оно не развито. Люди до 30–40 лет остаются с примитивными детскими вкусами. В этом отражается общее падение культуры, уровень которой 20 лет назад был значительно выше. Отсутствие общей культуры в обществе, в СМИ, на телеэкранах плодит невежд, для которых пушкинско-блоковский Петербург, имена каких-то зодчих — пустой звук!.. И камни этого города им ни о чем не говорят…
   
   — А у вас нет планов снять фильм или поучаствовать в каком-то проекте и рассказать вашим языком о том, что происходит сейчас с городом?
   — С чем нет проблем — так это с планами и идеями. Но у меня нет денег для их осуществления. И не могу их достать. Как много людей вслед за Пушкиным готовы воскликнуть: "Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом!" У меня украли картину "Не думай про белых обезьян" — до сих пор продаются только пиратские копии, в результате я так и не смог вернуть те средства, которые взял у инвестора. Я обращался с письмом к Путину, как к председателю Совета по кинематографии (он взял на себя еще и эти обязанности в декабре прошлого года), просил помочь: дать распоряжение расследовать это преступление и проследить цепочку от магазина до заказчика, чтобы я имел возможность подать в суд на конкретного виновника воровства. Никакого ответа. Я думаю, что письмо до Путина не дошло. Там многоступенчатый кордон из помощников, секретарей и референтов. Я думаю, что премьер-министр потому и возглавил Совет по кинематографии, что никто ниже его по уровню власти не в состоянии справиться с мафией видеопиратства. Преступники срослись с руководящими чиновниками и органами правопорядка —это и принято называть мафией. Очень хотелось бы, чтобы Путину удалось обуздать видеопиратство.
   
   А нам удалось бы остановить строительство небоскреба в Санкт-Петербурге!
   
   Беседовала Валерия Стрельникова



Материалы по теме
Нет новостей по теме.


© Газпром-Cити, 2006-2024