О нас

Новости

Критика проекта
   Архитектура
   Экология
   Экономика
   Общество

Исчезающий Петербург

Без ответа

Мнения
   За
   Против
   Сказано
   Пресса

Экспертиза

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Наши акции

Галерея

Творчество
   Фольклор
   Картинки
   Аудио
   Видео

Форум

ЖЖ сообщество



25.09.09(15:04) // - Против
Старая и новая архитектура: дармштадтский опыт для Петербурга
Старая и новая архитектура: дармштадтский опыт для Петербурга 

   Петербург сильно страдает от появления в историческом центре абсолютно не гармонирующих с ним новостроек: нередко они перетягивают внимание зрителя на себя, тесня привычные доминанты, — как это произошло, например, на Сенной и Владимирской площадях. Однако проблема нового строительства среди старинных зданий существует не только в нашем городе.
   
   О том, как лучше внедрять новые дома в среду исторической застройки, говорили в Доме архитектора 24 сентября на примере сверхсовременного конгресс-центра Дармштадта. Архитекторы немецкой фирмы fs-architekten Пауль Шредер и Илья Белоцерковский рассказывали, как им удалось вписать Дармштадтиум в самый центр старинного города. Встреча прошла в рамках работы секции реконструкции и приспособления памятников архитектуры при Союзе архитекторов Петербурга.
   
   Конгресс-центр — действительно здание сверхсовременное. Зал на 1600 мест может трансформироваться, становясь больше или, наоборот, компактнее. Нестандартное расположение помещений позволяет быстро попасть из одной точки конгресс-центра в любую другую. Посреди Дармштадтиума располагается огромная прозрачная ломаная воронка, напоминающая цветок каллы. Воронка собирает воздух и воду, которые используются для функционирования конгресс-центра, позволяя сберегать энергию.
   
   С огромным зданием, словно составленным из ломаных линий, соседствует средневековый замок, перестраивавшийся в эпоху Возрождения. Неподалеку находится Колония художников — целый холм, застроенный шедеврами модерна, и рыночная площадь. Пауль Шредер много говорил о гармоничном соединении новой архитектуры со старыми памятниками. В частности, зодчий очень гордится нестандартным решением, позволившим соединить старинное и новое: конгресс-центр возводился на месте, где проходила древняя городская стена, и проект предполагал ее внедрение в здание. Более того, когда во время рытья котлована под землей обнаружилась часть меньшей "внешней" стены, Шредер настоял на изменении проекта (хотя тот был уже полностью согласован) — и эту стену также сделали его частью. Это стоило застройщику лишнего 2,5 млн евро, однако перекомпоновка решения позволила в том числе расширить подземный гараж. Кстати, всего на конгресс-центр ушло 60 млн евро, строительство заняло три года.
   
   Насколько гармонично смотрятся старые стены внутри здания из стекла, стали и бетона, решать посетителям Дармштадтиума. Гораздо интереснее, почему Пауль Шредер считает, что его детище сочетается с окружающими его памятниками?
   "Дармштадтиум — экспрессивная скульптура, и вписывается в ландшафт он именно потому, что создает контраст. Если бы это был не конгресс-холл, а скажем, офисное здание, было бы плохо. Но в данном случае такая форма вполне подходит. Что не значит, что подобное решение можно импортировать без раздумий в какое-либо другое место, — оно уникально именно для этих условий", — говорит архитектор.
   
   Однако, по словам Пауля Шредера, у конгресс-центра есть и противники. Что не странно: все-таки гармония, построенная на контрасте, — штука очень спорная. Правда, как полагает Пауль, таких людей немного: в целом к Дармштадтиуму относятся очень положительно.
   
   Отметим еще два немаловажных условия, позволивших новому зданию появиться именно в таком виде. Во-первых, город был сильно разрушен английскими бомбардировками во время Второй мировой войны и не восстанавливался. Повсюду на месте уничтоженных домов, в том числе в историческом центре — беспорядочные вкрапления застройки времен холодной войны, причем здания в основном безликие, типовые. Поэтому Дармштадт в общем-то не слишком позволяет наблюдателю за его жизнью окунуться в старинную атмосферу. Во-вторых, в Дармштадте нет ни одного памятника, охраняемого ЮНЕСКО.
   
   Имеет ли в таких условиях право появиться новое здание? Наверное, имеет, потому что то, каким будет их город, должны решать жители. А если уж где жители и решают, то это в Германии: там конкурсная система отбора проектов работает очень органично. С другой стороны, стоит ли перенимать опыт подобной гармонии на контрасте городам вроде Санкт-Петербурга?
   
   Кстати, сам Пауль Шредер после небольшой экскурсии по северной столице отметил, что многие современные здания показались ему совсем не подходящими для окружения, в котором находятся. Вот только на вопрос об "Охта центре" архитектор ответить отказался, ссылаясь на его политическую подоплеку.
   
   Анджей Беловранин
   
   Фоторепортаж здесь.



Материалы по теме
Нет новостей по теме.


© Газпром-Cити, 2006-2017