Петербург сильно страдает от появления в историческом центре абсолютно не гармонирующих с ним новостроек: нередко они перетягивают внимание зрителя на себя, тесня привычные доминанты, — как это произошло, например, на Сенной и Владимирской площадях. Однако проблема нового строительства среди старинных зданий существует не только в нашем городе. О том, как лучше внедрять новые дома в среду исторической застройки, говорили в Доме архитектора 24 сентября на примере сверхсовременного конгресс-центра Дармштадта. Архитекторы немецкой фирмы fs-architekten Пауль Шредер и Илья Белоцерковский рассказывали, как им удалось вписать Дармштадтиум в самый центр старинного города. Встреча прошла в рамках работы секции реконструкции и приспособления памятников архитектуры при Союзе архитекторов Петербурга. Конгресс-центр — действительно здание сверхсовременное. Зал на 1600 мест может трансформироваться, становясь больше или, наоборот, компактнее. Нестандартное расположение помещений позволяет быстро попасть из одной точки конгресс-центра в любую другую. Посреди Дармштадтиума располагается огромная прозрачная ломаная воронка, напоминающая цветок каллы. Воронка собирает воздух и воду, которые используются для функционирования конгресс-центра, позволяя сберегать энергию. С огромным зданием, словно составленным из ломаных линий, соседствует средневековый замок, перестраивавшийся в эпоху Возрождения. Неподалеку находится Колония художников — целый холм, застроенный шедеврами модерна, и рыночная площадь. Пауль Шредер много говорил о гармоничном соединении новой архитектуры со старыми памятниками. В частности, зодчий очень гордится нестандартным решением, позволившим соединить старинное и новое: конгресс-центр возводился на месте, где проходила древняя городская стена, и проект предполагал ее внедрение в здание. Более того, когда во время рытья котлована под землей обнаружилась часть меньшей "внешней" стены, Шредер настоял на изменении проекта (хотя тот был уже полностью согласован) — и эту стену также сделали его частью. Это стоило застройщику лишнего 2,5 млн евро, однако перекомпоновка решения позволила в том числе расширить подземный гараж. Кстати, всего на конгресс-центр ушло 60 млн евро, строительство заняло три года. Насколько гармонично смотрятся старые стены внутри здания из стекла, стали и бетона, решать посетителям Дармштадтиума. Гораздо интереснее, почему Пауль Шредер считает, что его детище сочетается с окружающими его памятниками? "Дармштадтиум — экспрессивная скульптура, и вписывается в ландшафт он именно потому, что создает контраст. Если бы это был не конгресс-холл, а скажем, офисное здание, было бы плохо. Но в данном случае такая форма вполне подходит. Что не значит, что подобное решение можно импортировать без раздумий в какое-либо другое место, — оно уникально именно для этих условий", — говорит архитектор. Однако, по словам Пауля Шредера, у конгресс-центра есть и противники. Что не странно: все-таки гармония, построенная на контрасте, — штука очень спорная. Правда, как полагает Пауль, таких людей немного: в целом к Дармштадтиуму относятся очень положительно. Отметим еще два немаловажных условия, позволивших новому зданию появиться именно в таком виде. Во-первых, город был сильно разрушен английскими бомбардировками во время Второй мировой войны и не восстанавливался. Повсюду на месте уничтоженных домов, в том числе в историческом центре — беспорядочные вкрапления застройки времен холодной войны, причем здания в основном безликие, типовые. Поэтому Дармштадт в общем-то не слишком позволяет наблюдателю за его жизнью окунуться в старинную атмосферу. Во-вторых, в Дармштадте нет ни одного памятника, охраняемого ЮНЕСКО. Имеет ли в таких условиях право появиться новое здание? Наверное, имеет, потому что то, каким будет их город, должны решать жители. А если уж где жители и решают, то это в Германии: там конкурсная система отбора проектов работает очень органично. С другой стороны, стоит ли перенимать опыт подобной гармонии на контрасте городам вроде Санкт-Петербурга? Кстати, сам Пауль Шредер после небольшой экскурсии по северной столице отметил, что многие современные здания показались ему совсем не подходящими для окружения, в котором находятся. Вот только на вопрос об "Охта центре" архитектор ответить отказался, ссылаясь на его политическую подоплеку. Анджей Беловранин Фоторепортаж здесь.
|