Вице-президент ОАО "Газпром нефть" Александр Дыбаль ответил на вопросы нашей газеты, связанные с реализацией в Санкт-Петербурге масштабного проекта общественно-делового района "Охта центр". "Газпром нефть" - компания, зарегистрированная в нашем городе, является на сегодня крупнейшим городским налогоплательщиком, а также инвестором проекта обновления Охты. Нефтяная компания профинансирует 51 процент стоимости проекта "Охта центр". Соинвестором проекта является и администрация Санкт-Петербурга. Именно после консультаций губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко с главой "Газпрома" Алексеем Миллером на территории "Охта центра" запланировано строительство ряда масштабных социальных объектов - крытого ледового катка, музея современного искусства, многофункционального театрально-концертного зала… - Александр Михайлович, по вашему мнению, какими конкретными позитивными последствиями для города обернется появление в нем "Охта центра"? Верно ли, что в Петербурге до сих пор нет ни одного современного бизнес-комплекса, где бы могли размещаться офисы крупных корпораций, в том числе и иностранных? - Экономика и бизнес Петербурга сегодня явно на подъеме, при этом город испытывает острую нехватку бизнес-центров мирового уровня. А они необходимы, чтобы в город приходили крупнейшие российские и международные компании, которые не только платили бы здесь налоги, но и вели текущую деятельность, создавали тысячи высокооплачиваемых рабочих мест. Историческая часть города не способна размещать все новые и новые бизнес центры, да это и неразумно с архитектурно-исторической точки зрения: центр города должен оставаться прежде всего культурным, музейно-театральным и туристическим. С транспортной же точки зрения дальнейшее бизнес-расширение там и вовсе невозможно. Практически все значимые города Западной Европы имеют два центра: исторический и деловой. Как правило, они находятся друг от друга на незначительном расстоянии, но ни в коей мере не подменяются один другим. По этому пути, я думаю, нужно идти и Санкт-Петербургу. Строительство делового квартала недалеко от исторической части города, но вне его - на Малой Охте, позволит найти свое место в городе многим крупным, в том числе и международным, корпорациям. Это обеспечит Петербургу дальнейшее развитие, вернет ему несколько утраченный столичный статус, даст новые рабочие места и дополнительные налоги в бюджет города. А эти средства можно направить на сохранение и реставрацию шедевров архитектуры исторической части города, значимых для всей страны культурных объектов, строительство социального жилья, новых дорог. Как сказал председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, чтобы сохранить старый Петербург, нужно построить новый. Все это может себе позволить только богатый город. А весь мировой опыт свидетельствует, что это возможно не только за счет туризма, но и даже в большей степени за счет налогов крупных компаний, работающих в городе. Не стоит забывать, что "Охта центр" станет не только бизнес-центром для компаний группы "Газпром", но и современным культурным центром города. На месте старых заводских корпусов также будет построен концертный зал, каток, музей современного искусства и многие другие социальные объекты. И когда проект будут реализованы, после исторического центра гости города будут ездить, скорее всего, на Охту, как в Париже после Лувра и Эйфелевой башни обычно посещают Дефанс. - Говорят, что участки под строительство штаб-квартиры "Газпрома" настойчиво предлагают и другие города России, а также даже в других странах... - Это правда. Таких предложений немало. На свое желание перенести новый газпромовский офис на территорию делового квартала "Москва-Сити" неоднократно намекали и власти российской столицы. Что вполне объяснимо. - Дебаты вокруг "небесной линии". Верно ли, что она появилась фактически только после того, как коммунисты разрушили в Ленинграде более 100 церквей и соборов? Верно ли, что и на месте предполагаемого строительства раньше тоже стояла церковь, разрушенная впоследствии? - На месте предполагаемого строительства стояла не церковь, а шведская крепость Ниеншанц. Она была разрушена войсками Петра I в начале восемнадцатого века. И в основе доминанты "Охта центра", по замыслу архитекторов, лежит пятиугольное основание, совпадающее по своей форме с периметром этой крепости. Термин "небесная линия", как мы помним, первым применил в отношении Петербурга академик Лихачев. По его мнению, Петербург имеет уникальный "горизонтальный" ландшафт, изредка нарушаемый высотными доминантами. Это, к примеру, шпили Петропавловской крепости, Адмиралтейства, купол Исаакиевского собора. Но тут нет противоречия с планами по строительству на Охте, поскольку высотная доминанта будет уникальной для этого района. Коммунисты в свое время, действительно, разрушали церкви. Но сейчас трудно судить, насколько иной была бы "небесная линия", если бы этих актов вандализма не случилось. В этой связи хочется привести другой исторический пример. Растрелли задумывал завершить ансамбль Смольного собора 140-метровой колокольней. Работы по ее строительству уже были начаты, но их окончанию помешала сначала Русско-турецкая война, а потом - отсутствие денег в казне. Если бы не эти обстоятельства, то небесная линия Петербурга была бы действительно другой. Она бы пополнилась еще одной доминантой, которая по тем временам была бы самой высокой в России. - Верно ли, что появившиеся в некоторых СМИ фотографии (компьютерные реконструкции) с высотным зданием "Охта центра" фактически являются фальшивкой? Какова на ваш взгляд реальная ситуация с влиянием высотки на историческую панораму города? - Прежде чем проект "Охта центра" был представлен общественности, специалисты провели анализ визуального воздействия башни на городские ландшафты. Эту работу независимо друг от друга выполняли две компании: английская и российская. Первая - по заказу архитектурного бюро RMJM, автора проекта, вторая - по заданию КГИОП. Использовалось аэрокосмическое фотографирование и спутниковое навигационное оборудование GPS, которое позволило восстановить высоту башни на всех панорамах с точностью до одного сантиметра. А в ходе второго исследования использовался вертолет, который завис точно над местом строительства. Вертолет сфотографировали с 25 точек в центре Петербурга, после чего была создана компьютерная модель здания. Выяснилось, что, располагаясь именно на Охте, с центральных районов города башня будет наименее заметна. К примеру, в историческом центре, так называемом "золотом треугольнике", образованном Невой, Фонтанкой и Невским проспектом, ее вообще не будет видно. Небоскреб нельзя будет увидеть ни с Дворцовой, ни с Исаакиевской площади. С центральных набережных, со Стрелки Васильевского острова, с Дворцового моста увидеть высотную доминанту будет возможно, но, так как она находится на большом удалении от этих мест, никаких существенных изменений в небесную линию города не внесет. А с некоторых точек - лишь украсит ее. Так, к примеру, с набережной Фонтанки башня деликатно "разбавит" торчащие на горизонте заводские трубы, а с набережных Петроградской стороны - переключит внимание с малоэстетичного здания "Большого дома" на Литейном. Пожалуй, самая интересная перспектива будет открываться с Кирочной улицы. Это единственное место в центральной части города, где небоскреб будет виден почти "в полный рост". Такой ландшафт - вполне в духе Санкт-Петербурга: если Невский или Гороховая улица "упираются" в шпиль Адмиралтейства, то новой осевой доминантой для Кирочной улицы послужит башня "Охта центра". - Зачем оппоненты проекта умышленно рисуют гипертрофированный небоскреб, якобы нависающий над всем городом? - Есть политический аспект, он привносится маргинальными партиями. Но это понятные законы политической борьбы, и по сути, наш проект здесь ни при чем. На его месте мог бы быть любой другой крупный и значимый проект, поддерживаемый руководством города. - Какова ситуация с высотными зданиями в других исторических центрах Европы: Париже, Лондоне? Построены ли они там? Как к ним относится население? Может ли вообще существовать современный мегаполис без высотных зданий? - Современных мегаполисов без высотных зданий почти нет. Современные города не могут развиваться без участия крупных компаний, без их налогов. А крупные компании не могут существовать без объектов инфраструктуры, обеспечивающих их нормальное функционирование. Эта взаимосвязь является непременным условием движения вперед. Естественно, при этом невозможно обойтись без разумных компромиссов. Бизнес должен прислушиваться к пожеланиям городов, а города не могут не учитывать мнение бизнесменов. На таких паритетных началах сегодня развиваются практически все города мира, имеющие значительный исторический центр, требующий громадных средств на сохранение и реставрацию. В Париже деловой квартал Дефанс находится всего в нескольких километрах от исторического центра, символами которого стали Триумфальная арка и Эйфелева башня. Почти двухсотметровый небоскреб Swiss Re, построенный в исторической части Лондона, в свое время вызвал немало споров и дискуссий. Зато сегодня это новая городская достопримечательность. Такой список можно продолжить. Но достаточно вспомнить, что и Эйфелева башня, которая давно уже считается символом Парижа, вызывала бурные протесты современников. Многие корифеи французской культуры считали, что она испортит облик города. Как говорится, время расставило все на свои места. - Какие перемены в жизни Охты произойдут после появления там нового общественно-делового района? - Прежде всего, этот район из депрессивного превратится в самый современный в городе. Это значит, что появятся новое жилье, дороги, парковки, транспортные развязки… После того как было объявлено о планах строительства "Охта центра", интерес к этому району со стороны крупных инвесторов стремительно растет. Это могут заметить и жители района, ведь стоимость их квартир заметно увеличилась. Так что на сегодня район Малой Охты становится, можно сказать, одним из самых модных в городе. И за его жителей можно только от души порадоваться. Ирина АНДРЕЕВА
|