О нас

Новости

Критика проекта
   Архитектура
   Экология
   Экономика
   Общество

Исчезающий Петербург

Без ответа

Мнения
   За
   Против
   Сказано
   Пресса

Экспертиза

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Наши акции

Галерея

Творчество
   Фольклор
   Картинки
   Аудио
   Видео

Форум

ЖЖ сообщество



14.03.08(11:04)
Огонь в небе. Можно ли обезопасить небоскребы от пожаров?
Огонь в небе. Можно ли обезопасить небоскребы от пожаров?

   Вне зависимости от того, построят скандальный 400-метровый "Охта-центр" или нет, высотному строительству в Петербурге дан зеленый свет. В районе Ладожского вокзала появятся 150-этажные офисные здания, в районе Лахты, где строится "Балтийская жемчужина", – 188-метровый торговый центр. Опять же Морской фасад также видят в небоскребном варианте. В связи с этим возникает множество вопросов, и не последний из них: как будет обеспечена безопасность людей в случае ЧП, например, при пожаре. Об этом и состоялся наш разговор с заместителем начальника Главного управления МЧС РФ по Санкт-Петербургу Андреем Плыгуном.
   
   – Андрей Витальевич, насколько готовы питерские пожарные к ликвидации пожара в высотных зданиях?
   
   – И техника, и оборудование у нас имеются. Личный состав проходит соответствующие тренировки. Но что касается небоскребов, существуют технические проблемы. У нас есть лишь 50-метровые лестницы, которые достают до 17-го этажа. Сейчас к нам пришли два телескопических подъемника, купленные за счет средств города, длиной 72 метра – это 22–25-й этаж. На сегодняшний день это максимум, что может предложить мировая индустрия. Но это эксклюзивная техника, которой и в Европе-то штуки три всего.
   
   Связывать высотное строительство с наличием в пожарных подразделениях высотной техники не совсем корректно. Во всем мире безопасность решается конструктивными вещами. Ее закладывают еще на стадии проектирования.
   
   Например, мы изучали опыт Нью-Йорка. Там проводится целый комплекс мероприятий, вплоть до того, что в районе небоскреба организуется специальное пожарное депо. Их задача — обслуживать 3–4 небоскреба. Такой мерой достигается нормальное время реагирования на ЧП, осуществляется специализированная подготовка личного состава.
   
   – В Петербурге будет так же?
   
   – На сегодняшний день законодательством, как федеральным, так и городским, это не предусмотрено. Однако уже на уровне проектирования "Охта-центра" мы планируем создание внешней пожарной части. Пока это все на стадии проработки, так как мы не сталкивались с подобными объектами. Наверное, там будет специальная пожарная машина, высотная автолестница, может быть из новых. Но в планах пока только "Охта-центр". Остальные высотки пока планируется обслуживать в обычном режиме.
   
   – А как быть, если пожар произойдет на этаже, куда не достают пожарные лестницы?
   
   – Теракт 11 сентября показал, что в случае катастрофы на этажах выше возможности лестниц сделать ничего нельзя. За зоной конвективных потоков (теплый воздух по законам физики поднимается вверх) снять людей с крыши практически невозможно. Вертолет просто упадет. Если катастрофа техническая, то эвакуация через крышу возможна, но только не в случае пожара.
   
   Существуют другие методы спасения людей. Через фасады зданий, создание путей эвакуации внутри здания. Это, собственно, и является задачей пожарных расчетов. И опять, я особо подчеркну, конструкторы должны заложить в проект нормальные пути эвакуации людей.
   
   По тушению пожаров на большой высоте также имеются проблемы – подача огнетушащих веществ. Для этого нужен специализированный пожарный вертолет. Они есть в России – разработаны на базе вертолета К-32. Мы активно прорабатываем вопрос закупки с правительством города.
   
   Приобретение вертолета прекрасно укладывается в разрабатываемую ныне программу деловой и служебной авиации. Первые ласточки ее уже имеются: созданы вертолетные площадки у Больницы скорой помощи имени Джанелидзе и у Первой детской городской больницы. Но они предназначены для экстренной эвакуации пострадавших с мест ДТП, аварий и т. д.
   
   – Насколько я понимаю, технический вопрос еще не все. Остается проблема еще и с подъездом к домам, и особенно к высотакам, в которых будут жить и работать тысячи людей.
   
   – Это серьезная проблема, которая требует комплексного подхода. Здесь должны быть жесткие штрафные санкции для людей, занимающих пожарные проезды. Мы тоже работаем с законодателями, но тут много вопросов чисто юридических.
   
   Большинство людей к нашей работе относится с пониманием. Каждый третий притормозит и пожарную машину пропустит. Но не всегда. Бывает и такое: первый и второй ряд пропускают нашу машину, а сзади какой-нибудь ухарь вылетает – и вот вам ДТП. И машина разбита, и мы на пожар не приехали.
   
   Про пробки и говорить не хочется: хоть обкричись, хоть обмигайся, но машинам некуда деться. Мы и по встречке объезжаем, и по газону, и по тротуару, но если город стоит...
   
   Вот вам реальный пример: угол Садовой и Большой Подьяческой. Там стоит вторая пожарная часть. Они порой в час пик не могут из гаража выехать по 15–20 минут. Приходится нашим бойцам выходить и разруливать ситуацию. Здесь речь уже не идет ни о каком нормативе прибытия на место пожара.
   
   Виноваты ли в этом автолюбители? Не уверен. Они просто едут по дороге. Кто в этом виноват и что делать? У меня ответа, например, нет.
   
   – Исходя из всего сказанного, получается, что людям, которые будут находиться в высотках, необходимо иметь представления о том, как действовать в случае ЧП.
   
   – И это тоже. Подобные программы существуют, закреплены на законодательном уровне. Но вопрос, насколько они выполняются в реальности? Вот вы знаете, что делать при пожаре и где находится пожарный гидрант?
   
   Система в принципе организационно работает – есть классы, система обучения, методические пособия, но люди туда не идут. Возможно, следует менять эту методику. Например, по инициативе нашего министерства разработана и реализуется программа, согласно которой в массовых скоплениях людей транслируются ролики, в которых рассказывается, как себя вести в экстренных ситуациях, как их избежать. Я, считаю, что нужны изменения в федеральном законе о рекламе, которые предусматривали бы, чтобы ролики с полезной информацией были включены в обычный поток рекламы. Тогда человек будет вынужден ее смотреть и запоминать.
   
   Итак, вне зависимости от технической оснащенности питерских пожарных высотки были и остаются потенциально опасным объектом. Если учесть, что на данный момент российское законодательство не требует участия пожарных на стадии разработки проекта, то остается лишь один способ воздействия на застройщиков – на общественных слушаниях требовать четких ответов на вопрос о пожарной безопасности здания. Это первый вывод.
   
   Второй вывод. Каждому проживающему или работающему в небоскребе необходимо знать и уметь действовать в чрезвычайной ситуации. А это уже вопрос к владельцам зданий.
   
   Беседовал Василий ДЕНИСЕНКО
   
   Кстати
   
   23 ноября 1995 года – искра, вызванная коротким замыканием, подожгла Empire State Building в Нью-Йорке. Людей успели эвакуировать.
   
   17 января 1996 года – загорелось самое высокое, 42-этажное здание NatWest Tower в лондонском финансовом центре. Никто не пострадал.
   
   21 ноября 1996 года – пожар в небоскребе Garley Building считают самым ужасным за всю историю Гонконга. Погибло 40 человек, серьезные ранения получил 81.
   
   23 февраля 1997 года – пожарные спасли 36-этажное здание President Tower в Бангкоке. До основания выгорели этажи с 7-го по 10-й, погибли 3 человека.
   
   5 января 2000 года – пожар вспыхнул на крыше 32-этажного небоскреба в центре Филадельфии (Пенсильвания, США). Никто не пострадал.
   
   2 августа 2000 года – пожар на 13-м этаже гонконгского небоскреба Immigration Tower. Сильные ожоги получили 47 человек.
   
   28 августа 2000 года – огнем оказалось охвачено самое высокое сооружение Европы – Останкинская телебашня. На некоторое время была прекращена телетрансляции по всей России. Погибли 3 человека.
   
   17 октября 2004 года – пожар уничтожил треть самого высокого, 56-этажного небоскреба Южной Америки, находящегося в Каракасе, столице Венесуэлы. 12 пожарных получили ожоги и увечья.
   
   6 декабря 2004 года – загорелся чикагский небоскреб LaSalle Bank Building. 12 человек пострадали от нехватки кислорода, но выжили.



Материалы по теме
01.04.09(15:08) Дмитриева: "Охта-центр" Петербургу не нужен
01.04.09(11:23) Правительство одобрило планировку "Охта-центра" в условиях строгой конспирации
12.02.09(12:53) Газпром планирует начать строительство Охта-центра уже в этом году
09.02.09(12:31) Прокуратура понизила "Охта-центр"
05.02.09(17:56) Губернатор внесла в парламент законопроект о выходе города из "Охта-центра"
22.01.09(14:50) Юрий Митюрев: Чтобы построить "Охта-центр" выше 100 метров, придется пройти специальную публичную процедуру
20.01.09(13:22) Осеевский: Мы из "Охта-центра" выходим и полностью прекращаем его финансирование
13.01.09(11:17) ЗакС в среду официально передаст "Охта-центр" Газпрому
26.12.08(12:05) "Охта-центр" будет в 4 раза короче, но стоимость его не изменится
18.12.08(17:49) Глава КГА: Я не знаю, что происходит с "Охта центром"
15.12.08(18:33) Строительство "Охта-центра" может начаться в середине 2009 года
12.12.08(18:03) Альтернатива для "Охта-центра"
11.12.08(11:27) Высоту башни "Охта-центра" в Петербурге могут уменьшить с 396 до 100 метров
02.12.08(14:18) Новому главе КГА не нравится "Охта-центр"
21.11.08(18:07) В ПЗЗ предусмотрели лазейку для "Охта-центра"


© Газпром-Cити, 2006-2024