О нас

Новости

Критика проекта
   Архитектура
   Экология
   Экономика
   Общество

Исчезающий Петербург

Без ответа

Мнения
   За
   Против
   Сказано
   Пресса

Экспертиза

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Наши акции

Галерея

Творчество
   Фольклор
   Картинки
   Аудио
   Видео

Форум

ЖЖ сообщество



29.12.06(13:21)
Кишо Курокава: Путин – новый король, а Газпром – новая королева
Кишо Курокава: Путин – новый король, а Газпром – новая королева

   "Я построил уйму всего, чтобы добиться уважения", — говорит японский архитектор Кишо Курокава, автор проектов в Пекине и Амстердаме, Токио и Осаке, Мельбурне и Куала-Лумпуре, Берлине и парижском Дефансе. В Петербурге Курокава добился уважения своим поступком: он демонстративно вышел из состава жюри конкурса "Газпром-Сити", заявив о недопустимости строительства гигантского небоскреба вблизи исторического центра. При этом Курокава сейчас реализует в северной столице проект нового стадиона на Крестовском острове, патронируемый руководством города и компанией "Газпром". Вопросы сохранения мировой гармонии – вот что занимает Курокаву. Она известен не только как архитектор, но и как философ, мыслитель, написавший сто книг, основатель теории архитектурного метаболизма: представлении о городе как развивающемся живом организме, главные элементы которого должны оставаться неизменными, а отдельные клетки – обновляться.
   
   Впервые Кишо Курокава увидел северную столицу России почти полвека назад, будучи еще студентом. Теперь, получив крупный заказ, архитектор на три с лишним года обосновался в Петербурге.
   
   - Господин Курокава, как изменился Петербург за прошедшие пятьдесят лет?
   
   - На мой взгляд, атмосфера города с тех пор мало изменилась. Невский, Нева, Эрмитаж, панорамы города, ландшафт – вот постоянные его составляющие. Сам город, как я его помню, в главном остался прежним, но жители очень изменились – на их лицах уже нет того напряжения, люди чувствуют себя более свободными, много открытых дискуссий, обсуждений по самым разным темам. Но вот что бросается в глаза мне, как специалисту в области городского планирования: улицы забиты машинами, а успехи в организации движения мало заметны.
   
   - А вы видели новые высотные здания, появившиеся на набережной Невы, за гостиницей "Санкт-Петербург"? По-вашему, они не повлияли на петербургский ландшафт?
   
   - Видел. Думаю, у меня очень ясное мнение по этому поводу – я его изложил в записке, объясняющей причины моего отказа от участия в работе жюри конкурса небоскреба "Газпром-Сити". Я полагаю, что по Неве, на некотором отдалении от исторической части, можно строить дома от 50 до 100 метров. И постепенно, удаляясь от центра города, поднимать эту высоту. Свои исследования я изложил в документе, который передал в жюри конкурса проектов "Газпром-Сити", а также направил губернатору и вице-губернатору.
   
   Я также вручил свой отчет господину Миллеру. Но он сказал, что в текущем конкурсе зданий для Газпрома уже есть пять вариантов, один из которых обязательно нужно выбрать. Однако все здания, представленные на конкурс, имели высоту свыше 300 и даже 400 метров. Поэтому я и посчитал невозможным свое участие в обсуждении данных проектов. На следующее утро в Петербург прибыли два других представителя жюри – Норманн Фостер и Рафаэль Виноли. Мы обсудили проблемы данного конкурса, подготовили соответствующее письмо, все трое подписали отказ от участия в составе жюри и передали наше заявление в адрес губернатора Петербурга. Конечно, мы – разные люди, и у каждого свои идеи по поводу данной ситуации. Я попытался обратиться в жюри и высказать свои идеи по данному вопросу, однако Норманн Фостер и Рафаэль Виноли улетели в этот же день обратно в Лондон.
   
   Моя точка зрения заключается в том, что даже если будет принято решение построить здание не выше 100 метров, можно выбрать прекрасного архитектора и прекрасный дизайн для того, чтобы здание "Газпром-Сити" стало достопримечательностью города. Я не против "Газпром-Сити" как такового, я понимаю, что город нуждается в инвестициях, в экономическом развитии. Единственная проблема – заявленная высота. Конечно, если Газпром примет решение отодвинуть это здание дальше от Невы, возможно рассматривать варианты 200-300-метровой постройки. Если говорить о том месте, которое выбрано сейчас, думаю, там возможно строить не более 100 метров. И даже если стоит задача сохранения тех объемов площадей, которые хотел бы получить Газпром, строя небоскреб, — в рамках данного участка можно построить здание, не превышающее 100 метров и, тем не менее, получить требуемое количество площадей.
   
   - Режиссер Александр Сокуров в своем недавнем выступлении против небоскреба "Газпром-Сити" подчеркнул, что в Петербурге доминантами всегда были только храмы. Господин Миллер настаивает, что небоскреб напротив Смольного собора должен стать доминантой Петербурга и даже "сформировать новую петербургскую ментальность", стать отражением притязаний нашего города на роль экономической, энергетической столицы. На ваш взгляд, какая из этих миссий более созвучна сути Петербурга?
   
   - Да, это так – духовная миссия Петербурга чрезвычайно важна. Конечно, город должен стремиться к тому, чтобы следовать обоим названным направлениям. Но я думаю, что основная миссия города – сохранение мирного сосуществования всех населяющих его жителей. Следующая важная задача – развитие коммуникаций между теми, кто живет в городе. Во все века строительство городов отражало определенные амбиции.
   
   В средневековых городах выражением любви к богу стали купола храмов, устремленных высоко в небо, поближе к Богу. Или древний Парфенон в Греции – он же не для людей строился, для богов. На следующем по значимости месте после богов – король или царь. Посмотрите, весь центр Петербурга создан царем – дворцы, храмы, набережные – все практически было создано под руководством царя. Но, конечно, на деньги, взятые у народа. Поэтому, в конечном итоге, это и привело к революции. А после революции появляется новый властитель – Сталин, еще один царь, по сути. За ним – Хрущев и другие. Когда эпоха социализма закончилась, пришло время построения капитализма. Думаю, что теперь Газпром – это своего рода новый властитель. Точнее так: Путин – новый король, а Газпром – новая королева. Хорошо еще, что не новый бог.
   
   Думаю, что если у государя нормальное понимание того, каков должен быть порядок вещей, развитый вкус – как это было у семьи Романовых, — то можно получить то, что нас сейчас окружает – блистательный Санкт-Петербург. Поэтому я и пытался понять – имеют ли господин Миллер и господин Путин чувство здравого смысла.
   
   - Вам удалось это понять?
   

   - Я встречался с Миллером дважды, ибо посчитал своей задачей изложить мою точку зрения. Он поблагодарил меня за мои профессиональные идеи. Реакция Путина мне неизвестна. Еще была организована частная дискуссия между губернатором Матвиенко, господином Миллером и мной. Как сказала госпожа губернатор, даже если мы выберем один проект из представленных на конкурс, высоту здания после этого будет определять специальная комиссия.
   
   - Ваше решение выйти из состава жюри имело очень горячий отклик в самых разных слоях общества. Его горячо обсуждают на разных форумах, многие выражают вам свою признательность. И нам также хотелось бы поблагодарить вас за то, что уже называют поступком года – вы имели смелость публично заступиться за достоинство Петербурга.
   

   - Спасибо. Большое спасибо.
   
   - Интернет-сообщество даже выдвинуло лозунг: "Курокаву – в губернаторы Петербурга!"
   

   - (смеется) Я этого не знал!
   
   - Готовы рассмотреть такое предложение?
   

   - В жизни каждый человек имеет свою особую роль. Архитектор как архитектор, политик как политик, бизнесмен как бизнесмен. А гражданин – как гражданин. Вот самое главное. Если Курокава пойдет в губернаторы, это приведет к сумятице. Я – профессионал в своем деле. Помимо архитектуры, это еще и экономика, я возглавляю социально-экономический центр в Японии, перевел и написал достаточно много книг по современной экономике. И я бы сказал, что даже один хороший архитектор может изменить экономическую ситуацию в городе.
   
   Культурное достояние города имеет для будущего самую важную ценность. Сейчас настают времена, которые можно озаглавить "Творческая экономика". Под таким лозунгом, например, в Америке выступал Клинтон. Я уже проанализировал ситуацию в Японии, Америке, Великобритании в контексте этого понятия. Что означает "творческая экономика"? В нее входят все понятия, составляющие культуру: исторические города, красивая архитектура, классическая музыка, танец, мультипликация, кино, образование, национальная кухня и так далее. В США, например, эти вещи уже идут под номером один. Даже автомобильные гиганты менее значимы в этой связи. Главное – творческий подход. Это, в конечном итоге, приводит к экономическому росту, взлету общества.
   
   Я согласен, что появление крупных автомобильных заводов известных зарубежных марок важно для экономики Петербурга. И Газпром важен. Но историческая архитектура, театр, опера, балет – важнее. И новая креативная архитектура, новая живопись, новые кинокартины, новое компьютерное программное обеспечение. Все это должно также приходить в Петербург. Это то, на что я надеюсь – если мы говорим о будущем Петербурга. Я не капиталист и не политик, у меня нет власти в политике и нет власти в области денег. Но у меня есть идеи, связанные с городом, с его красотой, идеи, связанные с хорошей архитектурой.
   
   – Вы строили в парижском Дефансе. Сегодня, когда у нас ведутся очень горячие споры о том, где и как нужно строить современные деловые центры, сторонники сохранения наследия предлагают следовать примеру Дефанса – создать новый деловой город вне границ исторического Петербурга. На ваш взгляд, какой путь наиболее органичен Петербургу – путь Рима, где вообще запрещено новое строительство в историческом ядре, Парижа с вынесенным из центра Дефансом, или Лондона, где новое строительство в старом городе очень агрессивно?
   
   - В Петербурге не следует организовать бизнес-центры в границах центра города. Петербургу нужна новая инфраструктура, разумная организация транспортных потоков. И я бы предложил перенести их под землю. Ваш город очень красивый, поэтому не стоило бы злоупотреблять хайвэями и дорогами, поднятыми на эстакадах. Мое предложение относительно транспортных систем будущего представляет из себя внешнее дорожное кольцо вкупе с системами легкого железнодорожного транспорта (LRT), соединяющее все железнодорожные вокзалы, метрополитен и подземное парковочное пространство. В Европе есть такие очень удачные проекты — в Бельгии, Голландии, а также в Сингапуре, Малазии. Бизнес-центры должны быть расположены вдоль этой кольцевой. А в достаточном удалении от старого города можно строить здания даже 300 метров высотой.
   
   - Часто приходится слышать упрек, адресуемый зарубежным архитекторам, делающим проекты для России – иностранцы, мол, привыкли строить на пустом месте, они не считаются со сложившимся обликом наших городов. Однако в случае с проектом нового стадиона наши власти сами "расчистили площадку" — лишили стадион имени Кирова статуса охраняемого памятника, что предопределило его снос. Какое впечатление произвел на вас комплекс работы архитектора Никольского, жаль было этот памятник?
   
   - Это плохо, когда разрушаются памятники. Лучше сохранять традиционные здания. Когда я был здесь 50 лет назад, узнал о том, что этот стадион является одним из шедевров советской архитектуры. Я почти полвека изучал и эту архитектуру. Как вы знаете, Никольский не успел завершить работу по этому стадиону – он умер до окончания строительства. В Петербурге хранятся 17 чертежей, изготовленных Никольским для этого проекта. С докладом по этим чертежам я выступал на специальном семинаре, собравшем 300 участников из числа специалистов. И был удивлен, что в самом Петербурге очень немного было сделано исследований по данному вопросу. Работая над проектом нового стадиона, я предложил сохранить элементы старого архитектурного решения – например, колонны, придающие прекрасный вид. Но, к сожалению, голос архитектора не очень силен — мне сказали, что это удорожает проект. Тем не менее, я попытался сохранить элементы предшествующего архитектурного объекта – холм и подходы к стадиону, сделанные ранее.
   
   Мы подготовили все необходимые чертежи, которыми смогут пользоваться проектировщики и строительные компании. Здесь ничего нельзя сильно изменить. Все, до малейших деталей, нами просчитано, проработано – вплоть до сорта растений, которые целесообразно засеять на футбольном поле с учетом вашего климата, вплоть до систем климат-контроля, изменения цвета подсветки, расположения сенсорных компьютерных датчиков на каждой балке... Специальная телевизионная установка позволит мне, даже находясь в Токио, наблюдать за состоянием любых узлов, следить через Интернет за тем, как все работает. Нами был сделан очень подробный анализ всех аспектов, включая даже предложения по организации доставки зрителей от метро на легком рельсовом транспорте. Это займет не более 15 минут. Но если, все-таки, решат сделать съезды с шоссе в сторону стадиона – для зрителей, приезжающих на машинах, — это станет катастрофой. Все будет заблокировано автомобилями. Думаю, наше предложение гораздо лучше. Хотя в мои задачи не входит развитие инфраструктуры – это дело других подразделений, мы, тем не менее, проводим с ними регулярные совещания.
   
   - Трудно реализовывать проекты в России, адаптируя их к нашим условиям, техническим возможностям? Вас не пугал, например, опыт Доменика Перро, проект второй сцены Мариинского театра ему пришлось переделывать многократно, и он до сих пор окончательно не согласован?
   
   - Перро — не профессионал. Он слишком молод для этого, ему нужно просто больше опыта. А я другой.
   
   - В условиях конкурса было заранее оговорено: победитель не станет проектировщиком, а будет лишь осуществлять авторский надзор. Заказ на проектирование и строительство стадиона получила компания "Синтез-СУИ" ("дочка" ЗАО "Корпорация "Синтез", занимающегося добычей, транспортировкой и переработкой нефти, а также реализацией сырой нефти и нефтепродуктов). Она обошла компанию ХОХТИФ-Ациенгезельшафт, работающую с конца 19 века, на счету у которой более 500 спортивных сооружений, построенных только в последние 40 лет. По данным журнала "Инжиниринг Ньюс Рекорд", ХОХТИФ-Ациенгезельшафт занимает первое место среди 225 мировых лидеров строительного бизнеса. Тогда как "победитель" – компания "Синтез-СУИ" вообще появилась на свет только нынешним летом. Вас не удивляет такой выбор?
   

   - Да, это вызывает очень большое удивление. Я думаю, что компания ХОХТИФ – лучше. Но, как вы понимаете, это было не мое решение.
   
   В заключение господин Курокава поздравил петербуржцев с наступающим Новым Годом и Рождеством, а также выразил уверенность в том, что подлинные культурные ценности необходимо отстаивать:
   
   - Будем продолжать бороться!
   
   
   Беседовала Татьяна Лиханова
   Росбалт



Материалы по теме
10.12.09(15:05) Даниил Гранин: Власти сказали общественности:"заткнитесь!"
18.08.09(13:47) Блокадники просят президента защитить исторический облик города
24.07.09(13:07) Георгий Гречко: "На башню "Охта центра" нужно смотреть не из прошлого, а из будущего!"
08.07.09(12:02) По стене Генерального Штаба прошла вертикальная трещина сверху донизу
29.05.09(13:22) Экспертиза ВООПИиК: "Охта-центр" и панорамы Петербурга (фото)
14.05.09(19:17) Матвиенко: ЮНЕСКО выражает беспокойство по поводу небесной линии Петербурга
14.05.09(19:15) Отношение ЮНЕСКО к "Охта-центру" по-прежнему резко отрицательное
03.04.09(14:48) Валерий Леонтьев неудачно порассуждал об "Охта центре"
03.04.09(14:45) Валерий Леонтьев неудачно порассуждал об "Охта центре"
01.04.09(18:58) "Охта центр" теперь с проектом планировки, но по-прежнему без высоты
03.03.09(12:10) Шведские послы ознакомились с результатами археологических раскопок на месте строительства "Охта-центра"
04.12.08(19:07) Студент Политеха смастерил альтернативный проект "Охта-центра" и намерен показать его губернатору
21.10.08(18:55) Союз архитекторов России выступил против тендерной системы
16.10.08(18:59) Акции Газпрома по сравнению с маем подешевели в 3 раза
16.10.08(17:00) Эксперт: Здание "Охта центра" построить возможно


© Газпром-Cити, 2006-2024