Высотный регламент будет изменен, а на большей части городских территорий отменен вовсе. Об этом решении сообщил вице-губернатор Александр Вахмистров. Таков ответ Смольного на заключение экспертов ЮНЕСКО, рекомендовавших правительству Петербурга придерживаться ныне действующего высотного регулирования, дабы "сохранить горизонтальность застройки, которая является беспрецедентной ценностью города". Превыше всего – бизнес "Такое высотное регулирование нам не нужно", - заявляет Александр Вахмистров. Возглавляемая им профильная правительственная Комиссия в очередной раз рассмотрела на своем заседании Правила землепользования и застройки (составной частью в них входит и Высотный регламент). Предложенные архитекторами-разработчиками высотные нормы по-прежнему кажутся Александру Ивановичу "малопонятными" - потому, очевидно, и не нужными. Генезис же этого непонимания вполне очевиден. Александр Вахмистров у нас един в двух лицах. С одной стороны, он – вице-губернатор, а, попросту говоря – чиновник, обязанный обслуживать интересы горожан за ту зарплату, которую они ему платят, делая налоговые отчисления в городской бюджет. С другой стороны, он же – глава Союза строительных объединений и организаций. Это у него что-то вроде общественной нагрузки, или хобби. По ведомости тут ему никто ничего не платит, однако интересы строительного сообщества для Александра Ивановича отчего-то всегда первичны. В конфликтных ситуациях, возникающих у петербуржцев со строительными компаниями (будь то очередная борьба с уплотнительной застройкой, сомнительно обоснованное расселение "вдруг" ставших аварийными зданий в золотых районах центра или грубое вторжение новостроек в охранную зону) господин Вахмистров неизменно выступает на стороне патронируемых им строителей, а не города и его жителей, де-факто нанявших его на работу. Александр Вахмистров – Заслуженный строитель Российской Федерации. Родившись в Ставрополе, в Ленинграде выучился на инженера промышленного и гражданского строительства. Работал в Магадансельстрое, Главзапстрое, где на посту секретаря парткома его и застала перестройка. Ветер перемен отнес Вахмистрова в западном направлении – с 1988 года он успешно трудился в совместных советско-финских компаниях, "Лентек" и "Филко". Последняя, кстати, в ту пору, когда Александр Иванович был ее генеральным директором, отметилась в Петербурге уничтожением здания-памятника на Мойке, 11. Так называемая "реставрация", осуществляемая "Филко", велась вопреки предписаниям ГИОП. В результате памятника не стало. Начав хозяйничать в историческом Петербурге с демонстративного пренебрежения законом, господин Вахмистров остался верен этой методе и в дальнейшем. Перемещаясь по административной карьерной лестнице от Департамента строительства к посту вице-губернатора правительства Санкт-Петербурга, Александр Иванович оставался верен принципу: плох и не нужен тот закон, который не служит интересам стройбизнеса. Такая постановка вопроса, похоже, находит понимание и у губернатора. Показательно в этом плане выступление Валентины Матвиенко на IV Съезде строителей, прошедшем под занавес 2006 года. Докладывая о результатах работы Комиссии по подготовке поправок к Генеральному плану, Валентина Ивановна чистосердечно призналась, в чем, собственно, соль отмеченной ей "плодотворной работы" по внесению корректировок в Генплан: "Мы старались максимально учесть пожелания строительных компаний, всего строительного сообщества". Если следовать законам арифметики, при таком раскладе остается лишь минимально учитывать пожелания горожан, борющихся с наступлением строителей на зеленые зоны и прочие территории общего пользования. Доля здоровой критики в докладе губернатора, конечно, присутствовала. "Комитет по градостроительству и архитектуре до сих пор не разработал методику по процедуре оформления градостроительных планов земельных участков, - напомнила Валентина Ивановна, - что вызвало даже протест Прокуратуры Санкт-Петербурга в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Ивановича Вахмистрова". Но заключение градоначальница сделала при этом удивительное: "Объединяющим для всех строителей должен оставаться Союз строительных объединений и организаций под руководством вице-губернатора А.И. Вахмистрова". На вчерашнем заседании Комиссии по правилам землепользования и застройки судьбу высотного регламента определили. Ныне действующие нормативы останутся для подведомственной КГИОП охранной зоны (ОЗ) и зоны регулируемой застройки первой степени (ЗРЗ-1). В ЗРЗ-2 и ЗРЗ-3, отступающих от исторического центра на расстояние до 7 км, хоть и установят высотные нормы для фоновой застройки, но допустят "локальные" ее превышения отдельными объектами – в каждом отдельном случае степень исключительности будет определяться отдельно и якобы "на основе процедур общественного согласия". Каков будет юридический механизм таких согласований с общественностью, пока еще не придумали, но соответствующее поручение юридическому Комитету Смольному уже дано. За семикилометровым рубежом открывается полная свобода для творчества. По сообщению пресс-службы КГА, за границами ЗРЗ-3, созданной совмещением шести пространственных визуальных секторов – Адмиралтейства, Исаакиевского собора, Александро-Невской лавры, Петропавловской крепости, Смольного собора и Стрелки Васильевского острова – "подтверждено появление кластеров, отмеченных особыми высотными характеристиками". Глава КГА Александр Викторов признает, что "проект нового регламента в корне отличается от того, что мы имеем сейчас". "Жестко ограниченная высотность не давала развиваться бизнесу", - так объяснил необходимость перемен чиновник. Плевать мы на вас хотели с высокой башни Кстати, от предполагаемого места строительства башни "Газпром-Сити" - всего 5 километров до Исаакия или Петропавловской крепости, а до Смольного собора – всего 1 километр. Территория будущего "Газпром-Сити" по новым правилам окажется в зоне ЗРЗ-2. Здесь, как уверяет глава КГА Александр Викторов, предполагается сохранить высотные ограничения для фоновой застройки в пределах 50 метров, но возможны те самые "локальные прорывы". Комментируя эти новшества журналистам, Александр Вахмистров уверил, что территория будущего "Газпром-Сити" на Охте "никогда не входила и не входит в регулируемую зону, она находится за пределами зоны ЮНЕСКО". - Это утверждение не соответствует действительности, - заявляет Алексей Ковалев, председатель профильной комиссии по культуре и охране культурного наследия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. – Чтобы убедиться в том, что площадка предполагаемого строительства газпромовского небоскреба находится в зоне регулируемой застройки, вице-губернатору достаточно было бы ознакомиться с описанием этих границ, утвержденных решением Исполкома Ленсовета от 30.12.1988г. № 1045. Заявление Вахмистрова ложно и во второй его части: рассматриваемый участок на Охте относится к территории объекта Всемирного наследия, границы которого обозначены в заявке СССР 1990 года на включение Санкт-Петербурга в список. Любой желающий может ознакомиться с соответствующей картой, вывешенной на официальном сайте ЮНЕСКО. В настоящее время КГИОП заканчивает работу по уточнению этих границ. Едва ли приходится сомневаться в том, что корректировка будет осуществлена в сторону их сужения. Хотя представители Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО рекомендовали правительству Петербурга не только сохранить ныне действующий высотный регламент, но и расширить буферные зоны, обеспечив тем самым более надежную сохранность историческим панорамам Петербурга. Что же до обещанных процедур "общественного согласования", то стоит напомнить: Правила землепользования и застройки, включающие в себя и нормы высотного регулирования, уже прошли процедуру общественных слушаний. И в предложенных тогда на обсуждение Правилах никаких ныне предъявляемых Вахмистровым новаций не содержалось. После внесения в ПЗЗ столь существенных изменений, процедуру общественных слушаний по ним требуется провести повторно. Стратегия инвестирования чиновников Процедуру предлагаемых теперь отдельных обсуждений и согласований по каждому из "прорывных" высотных проектов Алексей Ковалев характеризует как "механизм, открывающий широкие возможности для лоббирования и коррупции": - В законе должны быть прописаны четкие нормы и правила для всех. Не на общественных слушаниях должны на глазок определяться допустимые пределы высотности в том или ином месте, а строго рассчитываться, исходя из имеющейся у профессионалов математической модели визуального восприятия. Предлагаемая Вахмистровым схема, когда кому-то разрешается, а кому-то запрещается осуществить "локальный прорыв", противоречит мировому опыту регулирования подобных вопросов. Такой невесть, на чем основанный индивидуальный подход, при котором результат определяется способностью инвестора договориться с чиновником, совершенно не допустим. Напомним, что имеющая статус "Петербургская Стратегия сохранения культурного наследия" определяет: "Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. "Панорамы и виды, воспринимаемые с набережных Большой Невы, видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли; соотношение фоновой застройки с системой доминант (силуэт города), композиционные оси и направления восприятия доминант" выделены в этом документе как "наиболее значимые по своей историко-культурной ценности территории", служащие идентификации Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Так что прежде чем запускать процедуру "общественного согласования" проекта того или иного небоскреба, правительству и парламенту Петербурга следует определиться в главном. Либо мы меняем действующий закон, отказываемся от заявленной в Стратегии генеральной линии - сохранения Петербурга как объекта Всемирного наследия, и извещаем об этом весь мир, либо неукоснительно следуем этому закону, без всяких "локальных" исключений. Пока же, увы, приходится констатировать: декларированная политика привлечения в город инвестиций на деле оборачивается разработкой механизмов поступления денежных потоков в карманы чиновников. Татьяна Лиханова ЗАКС.Ру
|