Одно архитектурное соревнование на русской территории некогда уже успело произвести фурор. Это было в тридцатые годы прошедшего столетия, когда в Москве задумывали построить Дворец Советов в форме гигантского каменного торта, растущего в небо слой за слоем, чтобы, наконец, увенчаться 100-метровой фигурой Ленина. Этот проект, словно бы подсмотренный с кондитерского стола, так и остался утопией. Строительные работы, начатые в 1937 году, были прерваны в связи с войной, а в 1941 году их остановили. В книге "Тирания прекрасного" (Tyrannei des Schönen) (Издательство Pestel Verlag) написано следующее: "Есть в этом что-то символическое, что идея в архитектурной форме воплотить миф о светлом коммунистическом будущем потерпела неудачу как раз тогда, когда выяснилось, что это светлое будущее не иначе как утопия". И вот этот миф снова дает о себе знать, привлекая к себе в архитектурном отношении всеобщее внимание. Но не в Москве, а в Санкт-Петербурге. И не как миф о светлом коммунистическом будущем, а в качестве мифа российской действительности и притязающей на власть силы под названием Газпром. Этот энергетический Левиафан, имеющий 330 000 служащих, владеет 16% мировых запасов газа, и постоянно расширяется за счет покупки энергетических фирм. Но теперь значение этой империи будет еще и обыграно таким плакатным способом с помощью архитектурных методов на территории города. Ожидается, что 1 декабря станет известно имя победителя архитектурного соревнования в Санкт-Петербурге, рвение которого заставит нас вспомнить о пресловутом проекте Дворца Советов, для которого требовалось создание "смелой композиции многоэтажного здания завершенной по желанию проектировщика". В строительной сети Baunetz, онлайн ресурсе для архитекторов, недавно были опубликованы предложения от Jean Nouvel (Париж), Herzog&Meuron (Базель), RMJM (Лондон), Rem Koolhaas (Роттердам), Daniel Liebeskind (Нью-Йорк) и MassimilianoFuksas (Рим). Одним словом, мировая элита архитектуры стоит перед вратами Петербурга, чтобы посреди культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО, а в частности, напротив Смольного собора реализовать внушительное, обширно простирающееся строение, которое своей 300-метровой башней заявит о ведущей роли русских в отрасли нефтедолларов. Для строительства отводится 10 лет. Первый участок должен быть готов к 2010 году. Затем можно было бы подчеркнуть небо над Санкт-Петербургом, например, с помощью прозрачного корнеобразного стеклянного плетения, состоящего из прутьев, обвивающих центральную ось, что издалека напоминает модель ДНК Helix (Herzog& de Meuron). Или воплотить проект Жана Нувель (Jean Nouvel), в котором четыре башни-иглы образуют вместе с горизонтально расположенными металлическими полосами некое подобие решетки. Даниель Либескинд (Daniel Libeskind) придумал в свою очередь очень пластичный вариант архитектурного сооружения крупной формы. Если петербургский концерн отдаст предпочтение этому проекту, то придется поломать голову, почему Газпром будет символизировать буква "H"? Которая к тому же выглядит, будто ее вынули из упаковки растаявшего на солнце печенья "Русский хлеб". Эта энерго-архитектура в одинаковой степени привлекает и отпугивает. Являясь созданием самых известных архитекторов современности, она несет в себе, как утверждают, футуристические черты, которые, однако, вскоре уйдут в небытие. Проект "Газпром-сити", который, по утверждению Жана Нувель (Jean Nouvel), указывает на новые перспективы - как некогда это было с возведением Эйфелевой башни, - новаторским не назвать никак. Он производит такое впечатление, как будто отмирающая отрасль, будучи еще на пике своей мощи, возводит себе до жути красивый памятник. Как бы мир ни собирался вокруг всеобщих месторождений газа и нефти, какими бы гигантами ни чувствовали себя поставщики энергии, так или иначе, время горючих полезных ископаемых подойдет к концу. Не важно, какой проект будет реализован в Санкт-Петербурге: здание это будет возвышаться, свидетельствуя о поражении.
|