Если действительно дело зайдет так далеко, и Газпром в самом деле возведет на болотной почве Петербурга 300-метровый небоскреб в 2 раза выше, чем Петропавловская крепость и в 3 раза выше, чем Смольный собор на другом берегу Невы, если ради этой башни для нового офисного ландшафта "Газпром-Сити" специально будут изменены строительные законы города, то получится следующее: Санкт-Петербург, страдавший еще недавно от ям на проезжей части по Невскому проспекту, тогда как в Москве каждый день возводились новые часто безвкусные, часто сенсационные строительные проекты, Санкт-Петербург откроет двери международному языку архитектуры, городу перепадут, наконец, какие-то крохи от волшебных нефтяных и газовых миллиардов, позолотивших Москву. "Это будет супер-проект",- говорит губернатор Валентина Матвиенко: "Это будет шедевр". Тем временем прежний Петербург, город Пушкина, Ленина и Путина, умирает. Ни один другой европейский город такой величины не сохранил свой исторический центр в таком неизменном виде. Сталин, ненавидевший свободный, независимый Санкт-Петербург, хотел обречь город на голодную смерть. Однако он не тронул неповторимую панораму. Исторический центр Санкт-Петербурга, сказочное волшебство которого всегда контрастировало с жизнью 11-милионной метрополии, единственный во всем мире целиком причислен к мировому культурному наследию ЮНЕСКО. Всемирная организация охраны памятников, которая выступала против строительства нового высотного здания в Кёльне, едва ли может быть в восторге от новых планов Петербурга. Архитекторы и члены общества по охране памятников написали письмо губернатору Санкт-Петербурга г-же Матвиенко, которая два года назад подписала указ об ограничении высоты новых построек в этом районе - до 48 метров. В своем письме они называют строительство небоскреба "преступлением": "Именно невысокий силуэт зданий Петербурга создает неповторимый образ этого города". Также в письме есть такие строки: "300-метровая башня "Газпром-сити", которую будет видно отовсюду, разрушит хрупкий силуэт города, так как по сравнению с этой башней все остальные памятники архитектуры будут выглядеть как игрушки". Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорит о том, что здание Эрмитажа тоже потерялось бы на фоне офисного здания Газпрома. Он добавляет: "Нам повезло, что мы живем в этом городе, и мы не имеем права нарушать сложившийся исторический облик города". В то время как члены общества по охране памятников не могли спокойно смотреть на Москву, где тысячи старинных сооружений были разрушены, уступив место нелепым чудовищным новостройкам, Санкт-Петербург сохранял свою уникальность. И только три года назад, в 300 день рождения города, ситуация резко изменилась. Один за другим последовали проекты: Доминик Перро спроектировал второе здание Мариинского театра, Норман Фостер строит на территории острова Новая Голландия, где раньше располагались военные склады, амфитеатр. Запланировано также строительство центра технологий и парка миниатюр. Петербург проснулся ото сна. Однако ни один проект не обходится так жестоко с историческим характером города, как Газпром-Сити. "Создается впечатление, что Газпром может позволить себе все! - говорит Кирилл Миллер, член Петербургской группы деятелей искусства. - И как следствие возникают подобные "проекты". Эти проекты можно сейчас увидеть на выставке - например, проект офисного здания государственного управления по контролю производства спирта "Госспиртформ" в виде огромной бутылки пива, который Миллер предлагает соорудить на месте здания Национальной библиотеки. По словам Миллера, если объявить подобный конкурс, то муниципалитет может получить огромное количество предложений, и идея строительства небоскреба "Газпром-сити" тогда ослабеет.
|