Старые здания в центре исчезают одно за другим - на одном только Невском проспекте уже снесены три дома первой трети XIX века, на Литейном из-за близости к сносу пошел трещинами дом Мурузи, на Мойке дом Чичерина по-тихому сносят изнутри. Выясняя, зачем так стремительно разрушают исторический центр и есть ли возможности остановить этот процесс, корреспондент БГ Дарья Белова встретилась с теми, кто сносит, теми, кого сносят, и даже теми, для кого это, собственно, делается. жильцы - Журналисты все время приходят: "Возьмите кирпич, сделайте печальное лицо", - рассказывает художник Вера Носкова, живущая во дворовом флигеле дома Мурузи. Мы стоим на кухне и глядим на замазанную трещину в стене. Не так давно сквозь нее можно было увидеть небо или, высунув руку, помахать кому-нибудь во дворе. Другие трещины, тоже шириной в ладонь, тянутся вдоль потолка всей квартиры и съезжают на скошенные стены. Пол плавает; снаружи ООО "Петербургстрой", получившее разрешение на частичную разборку соседнего дома (Литейный, 24), год назад снесло его до основания и приступило к рытью котлована. - Мы начали возмущаться, еще когда они сносили здание, - продолжает хозяйка. - Здесь все было в пыли и грязи, потом подъехал эдакий динозавр и стал откусывать от дома гигантские куски размером в две квартиры и швырять их вниз. Это как маленькое землетрясение: наш дом каждый раз вздрагивал, я лежала в ванне, и вокруг дрожала вода. Потом по дому пошли трещины, и жильцы принялись строчить письма в районную администрацию. Строительство приостановили, во флигель начали ходить комиссии. - Когда флигель треснул, наша часть стала крениться. Они понаделали в стенах много маленьких дырочек, залили в них клей и сказали: "Очень хорошо! Так была спасена Венеция". Этот клей тек по всем стенам и окнам, а трещины шли дальше. Они вернулись задумчивые и прорезали всю квартиру, как шашлык, металлическими штангами. Потом решили, что все дело в окне, в самое холодное время зимы его вынули и два месяца не могли вставить обратно. Я хочу сказать, чтобы люди знали: если рядом с вами что-то начинают сносить или строить, сразу бейте тревогу, не ждите, как мы ждали! Вера знает, что говорит: недавно на собрании жильцов были представители от стройки и от района - они в один голос заявили, что строители ни в чем не виноваты. - Нам сказали, что нас, так и быть, расселят, что нам повезло и чтобы мы сидели тихонько и радовались. Похоже, что администрация и строители - одна шайка. То, что в историческом центре города нельзя снести дом, не повредив при этом стоящий рядом, было проверено еще в 1993 году во время строительства отеля "Невский Палас", из-за которого растрескались и стали рушиться два соседних дома на Невском - №55 и 59. Эффект домино в центре города, который признают даже сами строители, объясняется тремя причинами. Во-первых, исторический центр стоит на деревянных лежнях, за 200-300 лет окаменевших в высоких грунтовых водах. Когда рядом начинают рыть котлован, уровень воды опускается, дерево начинает гнить и фундамент соседнего дома "плывет". Здания исторической застройки стоят стена к стене, поддерживая друг друга, и когда сносят один дом, второй неминуемо начинает клониться в освободившееся рядом пространство. При сносе одного дома происходит перераспределение нагрузки на почву, что опять провоцирует движение грунтов и фундаментов. - Именно поэтому, - говорит Игорь Тупальский, глава Ассоциации по сносу зданий, - старые здания необходимо сносить целыми кварталами или улицами. ЭКСПЕРТИЗА Именно так, кварталом, были снесены приобретенные компанией "Стокманн" здания, с XIX века до осени 2006 года простоявшие на углу Невского и Восстания. Оба снесенных дома (№114 и 116) до некоторого времени обладали тройной степенью охраны: они являлись выявленными памятниками архитектуры, охранялись как часть ансамбля Невского проспекта и как объекты культурного наследия в охранной зоне. Дома, называемые выявленными памятниками, - это как бы кандидаты в настоящие памятники, и именно они сейчас наиболее уязвимы. В последнее время КГИОП каждый год уменьшает их число, целыми партиями исключая здания из охранных списков. - Это, конечно, не значит, что эти здания тут же можно сносить, - поясняет Михаил Мильчик, заместитель директора института "Спецпроектреставрация", - но именно так зачастую и происходит. Из памятников, исключенных приказом КГИОП от 2004 года, больше половины уже снесены. Угловой дом на Восстания был расселен в 1992 году по аварийности, больше десяти лет простоял бесхозным и постепенно разрушился окончательно. Проекты по реконструкции (а не реставрации) дома на Восстания появились уже в 1996 году. Тогдашний владелец хотел сделать из квартала многофункциональный торговый комплекс. В 1999 году был полностью согласован архитектурный проект, предполагавший снос. Здание №п6 в это время еще являлось выявленным памятником, то есть объектом, который по закону ни сносить, ни реконструировать нельзя. Указом КГИОП его лишили этого статуса в 2004 году, через пять лет после согласования проекта. - Обычное такое лукавство, - считает замдиректора "Спецпроектреставрации". - Инвестор говорит: "Мы же развалюху сносим, что здесь ценного"? Мы проводили экспертизу - дом был в очень плохом состоянии, но мы сказали, что ценно: размеры, высота, композиция, характер кровли и, конечно, фасады. На прочее, на внутренние дворы, например, мы немного закрыли глаза, пошли в чем-то на компромисс, но фасады советовали сохранить. Инвестор говорит: "Как я вам сохраню фасады? Мне надо делать торгово-развлекательный центр, как я на эти стены обопру новые перекрытия, у меня все рухнет!" На самом деле можно сохранить фасадную стену, укрепив ее с внутренней стороны другой стеной - бетонной, но они добились того, что дом был исключен из списков выявленных памятников и его просто снесли. Правда, дали слово, что фасад будет восстановлен полностью, но это обычная инвесторская уловка: у них даже на рекламной перетяжке видно, что там будут огромные окна по нижнему этажу, которых раньше не было и в помине, и мансарда с прогулочной террасой, полностью меняющая облик дома. В декабре в передаче "Диалог с городом" губернатор Валентина Матвиенко обещала, что фасад будет воссоздан в точной копии. Но проект утверждался еще в 1999 году, и губернатору действительно надо было постараться, чтобы не заметить того, что он не является даже отдаленной копией существовавшего прежде дома. Этот угловой дом на Восстания стал первым за многие годы случаем разрушения исторически сложившегося ансамбля Невского, но в КГИОП пожимают плечами: согласовывали давно, изменить ничего нельзя. Смирившись с потерей дома №116, КГИОП долго бился за стоящий рядом дом Семьянова (№114), являвшийся настоящим памятником архитектуры. Он избежал больших переделок и сохранил черты позднего классицизма, оставшись единственным в квартале напоминанием о былой застройке Невского. По закону сносить его было запрещено - да и необходимости в этом не было, но 114-й треснул, пока сносили 116-й, и его частично снесли. Одно время от дома оставалась только фасадная стенка, которую божился сохранить КГИОП. Месяц назад снесли и ее. Михаил Мильчик проводил экспертизу и по дому №15 на углу Мойки и Невского - дому Чичерина, где в начале века находился "Дом искусств", жили Гумилев и Мандельштам. Этот памятник архитектуры реконструирует ОАО "Талеон": надстраивают три этажа и бассейн на крыше. От Мойки до Большой Морской сквозь прилегающее здание XIX века собираются прорубать подъезд к парадной лестнице внутри двора. Мильчик пришел к выводу, что необходимо сохранить не только фасады, но и размеры, сверхценные интерьеры и разные мелочи вроде дореволюционных туалетов. К экспертизе никто не прислушался. Во дворе дома находились остатки овального корпуса бывшего Зимнего дворца Елизаветы Петровны, построенного по проекту Растрелли в 1755 году. В этом дворце жила сама Елизавета, позже здесь принимал присягу Петр Третий, а в Тронном зале дворца, впоследствии отведенном под мастерскую, Фальконе работал над моделью Медного всадника. Экспертиза, естественно, настаивала на сохранении овального корпуса. "Талеон" корпус уничтожил. - Дом Чичерина - это очень ценный памятник, - жалуется Мильчик, - там надо проводить реставрацию и исследования. А проводится реконструкция, притом что реконструкция исторических памятников запрещена законом, невозможна вообще. Вообще дико то, что у нас инвестор может заказать экспертизу сам. Это настоящий абсурд, нелепость. "Талеон", "Фрунзенский универмаг", "Стокманн" да и все остальные тоже заказывают экспертизы сами. Ну а кто платит, тот и заказывает музыку. ОППОЗИЦИЯ Незадолго до перестройки усилиями историков Алексея Ковалева и Сергея Васильева была образована группа "Спасение памятников". Именно эта группа устраивала трехдневный митинг против сноса гостиницы "Англетер" - возмущения в городе были столь мощными, что хотя здание не удалось сохранить, власти вынуждены были пойти на диалог с активистами движения. Сегодня кроме "Спасения" против сноса исторических зданий борется ВООПИиК и недавно присоединившаяся к взрослым молодежь из движения "Живой город". Оно появилось сами собой - зародилось в ноябре 2006 года в LiveJournal. - Я открыла сообщество, и люди сразу стали к нему примыкать, - вспоминает Лиза Никонова, рыжеволосая девушка лет двадцати, стоявшая у истоков "Живого города". - Думала, что интерес угаснет, но сейчас нас уже около 700 человек, хотя настоящих активистов, может быть, всего полсотни. "Живой город" протестует против строительства "Газпром-сити" на выставке проектов в Академии художеств, приносит гвоздики к снесенным домам на углу Невского и Восстания, собирает пикеты у дома Мурузи и вручает грамоту "антипочетному гражданину" Петербурга по итогам открытого голосования в интернете. Первое место голосовавшие отдали вице-губернатору Вахмистрову, четвертое досталось Матвиенко. - Организации, занимавшиеся охраной памятников в советское время, рассыпались, к настоящему моменту мы имеем полную дезорганизацию, - говорит другой участник движения археолог Николай Смирнов. - Наша цель скорее в пробуждении общества, ведь среди сторонников разрушения есть не только зарабатывающие на этом компании, но и просто безразличные жители. Поднимать шум - это уже немало. РАЗРУШИТЕЛИ За право снести Фрунзенский универмаг будут биться две компании - "Терминатор" и "Ассоциация по сносу зданий". Рынок разрушений с каждым годом растет, конкуренты закупают новую технику: экскаваторы, гидравлические ножницы, гидромолоты и роботы-демолишеры. "Ассоциация" в прошлом году инвестировала в развитие технической базы $9 миллионов. "Терминатор" свои цифры скрывает, но они эффективно сносили на улице Шкапина, разрушили ДК Первой Пятилетки, строения в "Новой Голландии", и три дома на Невском. - С каждым годом объем работ увеличивается в два раза, - говорит генеральный директор ООО "Терминатор" Андрей Третьяков, - сейчас участвуем в тендере на Фрунзенский универмаг, а уж как там решат - сносить его или нет, это не наше дело. "Ассоциация" тем временем снесла офицерские общежития на Литейном 24 и выиграла тендер на расчистку площадки под Газпром-сити. Обе компании серьезно ошибались по крайней мере по одному разу - от действий "Ассоциации", очевидно, треснул дом Мурузи, а "Терминатор" снес дом N116 на Восстания так, что пришлось сносить соседний 114-й. Сейчас за ним начал трескаться следующий, 112-й. В КГИОП эти действия называет "варварскими" - здесь уверены, что "Терминатор" за них оштрафован. - Кто вам это сказал? - спрашивает директор компании "Терминатор" - В КГИОПе говорят, что у вас был грубый снос... - Неправда, нормальный был снос. Кто именно в КГИОПе вам это говорил? Это вообще-то подсудное дело так говорить! При этом президент ООО "Терминатор" Кирилл Орт - сын Александра Орта, одного из самых влиятельных чиновников в сфере строительного рынка. Начальник службы ГосСтройНадзора Орт-старший должен был оштрафовать собственного сына Орта-младшего. И на неминуемый вопрос об этой родственной связи Третьяков отвечает: - Родство нас только дисциплинирует. ВЛАСТИ - "Терминатор" и "Ассоциация" меня однажды даже на конференцию приглашали, смеется председатель КГИОПа Дементьева. - Знаете, как называлась? "Перспективы сноса объектов культурного наследия". Смеяться нечему, "Терминатор" считает, что ни в чем не виноват, КГИОП считает, что фирма уже оштрафована, а председатель КГИОПа уверена, что фасад дома 114 по Невскому стоит на месте, тогда как его там давно уже нет. - Нет-нет, - говорит Вера Анатольевна, - мы остановили их 18 апреля и дальше они ничего сносить не имели права. Фасад трогать не могли. Позиция КГИОПа не менялась с 1999 года - здание мог видеть Пушкин. Мы вот думаем, может, эти стены теперь кассетировать... И дальше мы с Верой Анатольевной обсуждаем, как можно будет кассетировать стены дома №114. После беседы я еду на Восстания и, увы, в очередной раз наблюдаю отсутствие малейших признаков фасада. "Терминатору", судя по всему, грозит очередной штраф, про который он, видимо, снова не услышит. - Говорите, у вас здание аварийное? Хотите сносить? Тогда, пожалуйста, разбирайте ручным способом, гасите пыль, вытягивайте мусор, делайте могильники для его сохранения. - считает Вера Дементьева - Посчитаем, сколько это стоит. После такого просчета не захочется ничего сносить, никто сознательно не будет расшатывать конструкции здания с тем, чтобы довести до аварийности. Но у нас нет рычагов влияния. Вот Фрунзенский универмаг - Ковалев (из "Спасения памятников") заказал встречную культурно-историческую экспертизу, а что он хочет мне доказать? Что "Фрунзенский" - памятник? Я это знаю. Но с 1 января мы потеряли право производства экспертиз по инженерным исследованиям. Нам приносят техническую экспертизу, которую теперь подписывает ГосСтройНадзор, там сказано, что здание аварийно. Я смогу только говорить, что оно не аварийно, и все. Встречную экспертизу я проводить уже не имею права. Признание аварийности дома будет теперь зависит только от комиссии, связанной родственными узами с одной из двух главных в городе компаний по сносу зданий - похоже, здания обречены, и инвесторы обращают на КГИОП все меньше внимания. "Монблан", элитный жилой дом, строящийся за гостиницей "Санкт-Петербург", по высотному регламенту не должен превышать сорока двух метров, но когда его достроят, он перевалит за семьдесят. - По "Монблану" вообще нет подписи КГИОПа, мы его не согласовывали, - комментирует Дементьева, - и теперь владельцы предлагают нам такой подход: те этажи, которые мы считаем лишними, мы можем выкупить и снести. У них квартиры уже распроданы, и они просят с нас $28 миллионов. - Все это, - сетует председатель КГИОП, - происходит при полном попустительстве горожан. - Разве правительство - не единственная сила, способная этому помешать? - Наоборот, надо добиваться, чтобы за то, что творится в городе, были бы ответственны не только власти. Газпром сейчас как лакмусовая бумажка - важно, чтобы в городе развернулась дискуссия, чтобы наконец-то все пришли к какому-то согласию - будем мы в этом городе что-то строить или не будем. Мы все время смирялись с опусами некоторых архитекторов, делали вид, что это якобы в рамках архитектурной корректности - неправда, давно уже это не было в рамках архитектурной корректности. Так и размываются критерии. Еще десять таких построечек, и Газпром покажется нормальным. ИНВЕСТОРЫ - Это, конечно, вандализм, но остановить этот бизнес уже невозможно, - говорит Андрей, директор крупной инвестиционной компании. - Снести практически любой дом сейчас не проблема, - говорит Андрей - вот идешь ты по Невскому или по любой другой улице, и приглянулся тебе какой-нибудь дом, не важно с жильцами или без. Первым делом надо писать в Управление по инвестициям - хочу, мол, в этот дом инвестировать, реконструировать его под торговый комплекс, офисный центр или гостиницу. Вообще-то, по закону тут нужен конкурс, но объекты могут быть отданы целевым выделением при личном распоряжении губернатора. И иногда губернатор берет ручку и пишет резолюцию "прошу предоставить в целевом порядке". Андрей улыбается и порывшись в бумагах показывает документ с росчерком губернатора: - Видишь, обычно она пишет даже не "в целевом", а "в установленном порядке", ну и в итоге все выделяют. Это шаг первый. Дальше согласовываешь проект и отсылаешь ряд писем в КУГИ, КГА, КГИОП, Комитет по экономике и прочим всяким. Все должны быть не против. Ну а дальше хорошо бы сделать дому аварийность, тогда его будет легче расселять. - А как это делается? - У нас исторический центр когда построен? В 19-м веке. Поэтому, считай, 90% зданий уже аварийные. Особо и стараться не надо. Заказываешь обследование, они пишут: "все такое плохое, что рухнет завтра!". Результат обследования нужно утвердить в Межведомственной комиссии, но если его проводила достаточно компетентная организация, это нетрудно. Жильцы могут даже не догадываться, что живут в аварийном доме, и считать, что у них дом прекрасный, крепкий, а тем временем он уже находится под пристальным наблюдением. Эту бумажку согласовываешь с администрацией района, еще там кое-какие согласования и все, получаешь аварийный дом. После согласования и признания аварийности начинается третий этап - расселение. С неприватизированными квартирами все легко: покупаешь в зависимости от норм на человека, скажем, 500 метров на озере Долгом и Жилищный комитет их уже сам расселяет. А с частниками приходится договариваться. Обычно с ними идут на мировую, но, если они упираются и не хотят продавать по $2000 за метр, есть суд: согласно закону, аварийное здание эксплуатировать нельзя. Идешь в консалтинговую контору, они оценивают метр в пределах разумного, так чтобы и тебя устраивало, бумажку - в суд, это официальное заключение. - А почему дома не реставрируют? - Расселив, надо сносить, - не задумываясь отвечает Андрей, - реставрировать намного дороже, с этим никто не заморачивается. Если к дому XIX века пристроить пару этажей, придется усилять фундаменты, а это очень затратно около миллиона долларов даже на маленький дом, несколько миллионов за большой. А снести стоит копейки, тысячу рублей за кубометр, 100-150 тысяч долларов за маленький домик, скажем, в тысячу квадратных метров. Сносишь, берешь кредит и начинаешь строить. Строительство обходится примерно в $1000 за квадратный метр. МАТЕМАТИКА. Андрей кладет на стол чистый лист и столбиком пишет цифры. Они завораживают количеством нулей и оказываются настолько удивительными, что по сравнению с ними все что говорили в разрушающихся домах, КГИОПе, ВООПИиКе и "Терминаторе" начинает казаться мелким, несущественным и само собой разумеющимся. Согласование проекта, чиновники и экспертизы, весь этот первоначальный этап, занимающий год-полтора, обходится, оказывается, примерно в $300 000. Если в доме находилось государственное учреждение, на жильцов тратиться не приходится, его можно сразу после оформления бумаг продать по $1 000 за метр, и получить миллион. Причем продаются не те метры, которые были в старом доме, а те, которые будут по проекту в новом, то есть на маленьком двухэтажном домике можно заработать уже не 1 миллион, а 3. - А строить самому еще выгоднее, - Андрей снова берется за карандаш. - Оформление - $300 000. Расселение, если жильцы все же были, - $2 000 за метр. Снос - $100 за метр. Строительство - $1 000 за метр, и в итоге, после прибавления новых этажей, метр будет в среднем стоить около $1 800. А метр в новом доме - в центре и с видом - продается по четыре-шесть тысяч долларов, то есть выручить можно уже $10-12 миллионов. Это маленький дом. На большом зарабатывают в разы больше. По сравнению с такой прибылью даже потеря нескольких миллионов - ничто. Цена устанавливается оценочной комиссией в самом начале, когда готовится проект постановления правительства. Затем они проект рассматривают, и вот тут, конечно, бывают фокусы. Скажем, согласовано, что городу нужно отдать миллион. А Матвиенко говорит: "Сколько там? Миллион? Тьфу, что такое... Пусть будет пять!". Почему пять? А потому, что настроение такое... Я вспоминаю, что в КГИОПе мне рассказывали о федеральным имуществе - там дела, говорят, обстоят еще хуже. Андрей охотно соглашается. - Да, федералы сейчас борзеют совсем. Видят, что в городе бардак и под шумок разбазаривают, что у них есть. Там пару гектаров забрали у Академии художеств, здесь домик оттяпали, поговаривают, что Таврический сад будут застраивать. На чиновников надеяться нечего, они это своими руками делают и процесс активно поддерживают - лет за 10-15 все спустят. Защиты же нет никакой - максимум, пожурят и возьмут очень скромный штраф. Сколько он там? Да $60 тысяч. Дарья Белова Источник: "Большой город"
|