О том, что затеянная "реконструкция" дома № 15 по Невскому проспекту грозит обернуться большой бедой, "Наша Версия в Питере" уже предупреждала ("Гримасы Невского проспекта", № 15). Было очевидно, что проект, предполагающий сооружение 25-метрового, о четырех дорожках, бассейна на крыше старинного здания едва ли удастся реализовать без потерь для памятника. Узнать, что же на самом деле происходит за декорациями с нарисованными фасадами, оказалось не так-то просто. Вход на стройплощадку строго охраняется - на объект не могут попасть даже члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, в том числе и заместитель директора института "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик, в 2004 году проводивший здесь градостроительную, историко-культурную экспертизу. Другому члену совета, сопредседателю регионального отделения Всероссийского Общества охраны памятников Александру Марголису, удалось заглянуть лишь через щелочку в заборе - и ужаснуться. Полоска сквозной синевы неба - от забора до забора - не оставляла сомнений в том, что выходившая на Большую Морскую стена больше не преграда. При первой нашей встрече с председателем КГИОП Вера Дементьева подтвердила, что частичный разбор стен санкционирован ее ведомством, и посоветовала обратиться за более подробными разъяснениями к начальнику отдела Центрального района Лидии Хуторовской. Однако подчиненная Веры Анатольевны категорически отказалась предоставлять какую-либо информацию и даже выразила сомнение в существовании соответствующей договоренности с главой КГИОП: - Думаю, что вы говорите неправду, - отрезала Лидия Викторовна. - У нас так не принято, все комментарии только через пресс-службу. И вообще, что за ажиотаж такой вы поднимаете, почему?! - Поступает тревожная информация о том, что снесен Овальный флигель XVIII века, разбираются стены… - Ничего не снесено! Можете пойти и посмотреть! - Да я бы охотно посмотрела, но туда никого не пускают. - А вы в щелочку через забор посмотрите, со стороны Мойки прекрасно видно, все стоит на месте. Щелочка в заборе как источник получения информации никак не могла нас удовлетворить. К тому же, обладай журналист даже феноменальной изворотливостью и небывалой дальнозоркостью, ему едва ли удалось бы со стороны Мойки разглядеть приближенный к Большой Морской Овальный корпус, который вообще находится во внутреннем дворе, и вид на него закрыт лицевыми корпусами с обеих сторон. Впрочем, упражняться в развитии умения видеть сквозь стены не пришлось - смотреть было уже действительно не на что. Овальный корпус там больше не находится, он - находился. ТЫ ВИНОВАТ ЛИШЬ ТЕМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ МНЕ ПЛАВАТЬ Во время второй, куда более обстоятельной, беседы с председателем КГИОП выяснилось, что неправду говорила все-таки Лидия Хуторовская, а не наш корреспондент. Вера Дементьева подтвердила, что тот самый знаменитый Овальный флигель, памятный по известной гравюре Добужинского, снесен - причем еще в начале весны. И это не единственная и, увы, не последняя утрата в Доме Чичерина. Вместе с тем КГИОП не считает производимые застройщиком работы незаконными - сами же и согласовали. - Состояние было признано аварийным, - поясняет Дементьева, тут же поправляя себя: - Одна стена абсолютно точно, а все остальное… Хуторовская вам все по проекту расскажет, она там копья сломала. Я и сама не понимаю - сейчас они [производители работ] ищут, как быть с колоннами, чтобы приняли нагрузку этого бассейна, - но они тогда просто полетят, потребуют разборки. Но колонны искусственного мрамора разобрать-собрать невозможно. Речь, поясню, заходит об уникальных интерьерах. В перечне объектов архитектурной охраны значатся колонны и пилястры серо-зеленого искусственного мрамора (под сибирскую яшму) с бронзовыми коринфскими капителями, камин с зеркалом в лепном обрамлении "в стиле Людовика XVI", лепные орнаменты потолка, сохранившиеся подлинные чугунный таган и колосники - всего в одной статье и не перечислишь. - …Почему нельзя вывести опоры этого бассейна во двор, чтобы он не нагружал стены? - продолжает меж тем рассуждать Вера Анатольевна. - А почему не послать самого инвестора с такими затеями куда-нибудь в другое место? - В какое место?! - пугается моя собеседница (и испуг ее вполне понятен: плавать на крыше Дома Чичерина вздумалось авторитетному бизнесмену Александру Ебралидзе). - Да по другому адресу, от исторического центра подальше. Как вообще было можно не то что утверждать, а даже рассматривать такой дикий проект - с бассейном на крыше памятника, рядом с аркой Главного штаба, Дворцовой! И все, что теперь сносится, сносится не потому ведь, что настолько аварийное состояние, а потому, что старые стены оказалось невозможно приспособить для придумок нового владельца… - Ну, касательно этого объекта вы не правы, а вообще да, много такого бывает, - отчасти соглашается Дементьева. - По этому проекту велась действительно очень тяжелая и кропотливая работа. Всегда нужны какие-то компромиссы. И я согласна, что с бассейном - ну никак он не пройдет, тогда все нужно сносить. - Но проект-то вами согласован. - Нет, в части, касающейся решения вопроса по опорам бассейна, не согласован - он так и висит у нас в воздухе. Идея с бассейном возникла уже потом, когда они почувствовали вкус и решили, что нужно еще и вот это устроить. А как устроить бассейн, я им подсказываю, есть ведь конструктивное решение. Надо наружу опоры выводить, контрфорсами… - Но неужели все-таки не было технической возможности сохранить Овальный корпус? - С одной стороны, там не было возможности. А с другой - можно ведь и воссоздать… Хотя вы правы в том, что у нас действительно чуть ли не все дома в центре можно определить в аварийные. Но из этого вовсе не следует, что их надо сносить, необходимо искать пути вывода из аварийности. ПОД КОНТРОЛЕМ ГУБЕРНАТОРА С этим выводом председателя КГИОП абсолютно согласен и Михаил Мильчик. Вот только утверждение о безусловной аварийности снесенных корпусов Дома Чичерина вызывают у него закономерные сомнения. Оно и не удивительно, ведь проведенная под руководством Мильчика экспертиза констатировала: физический износ фундаментов 40 процентов, стен - 45 процентов, состояние отдельных участков (около 12 процентов площади стен) приближается к аварийному. Показатели для здания, ведущего свою историю с середины XVIII века и неоднократно перестраивавшегося, на удивление благоприятные. В городе полным-полно жилых домов, физический износ которых оценивается в 60 и более процентов, и ничего - никто их не расселяет и даже с ремонтом не торопится. - Состояние Дома Чичерина было технически удовлетворительным, - утверждает Мильчик. - Ну, может быть, за исключением каких-то отдельных элементов. Однако достаточно было применить известные реставрационные методы - по укреплению кладки, например. Есть и современная методика сохранения деревянных перекрытий - да, она довольно дорогая, но задача сохранения памятника такого уровня стоит того. Кстати, об уровне. До недавнего времени Невский, 15, имел статус памятника федерального значения. Однако в июне 2006 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение об исключении адреса из этого перечня - приняв предложение Смольного, согласованное с Минкультом. Кто именно из наших высоких чиновников ходатайствовал об изменении охранного статуса, в КГИОП выяснить не удалось. В ноябре того же года Дом Чичерина включили в список памятников регионального значения. Но почти полгода, прошедшие между этими решениями, он фактически находился без защиты, что могло существенно облегчить получение нужных застройщику согласований. Зато с защитой на самом высоком уровне все прекрасно у господина Ебралидзе: в интервью для СМИ он любит рассказывать о том, какое внимание уделяет реконструируемым им объектам Валентина Матвиенко и как она его "поторапливает". Да и работающие здесь строители в частных разговорах подтверждали, что "сама" на площадку приезжает… ЗОНА ПОРАЖЕНИЯ На днях возможность увидеть, что происходит за глухим забором на углу Невского и Большой Морской, получили и рядовые петербуржцы. Сайт gorzakaz.org опубликовал фотографии, сделанные, как говорится, на месте преступления. Увиденное наводит на мысль, что инициаторы этой "реконструкции" руководствовались известной строкой Иосифа Бродского: "Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик" (хотя адресовал ее поэт не Петербургу вовсе, а краснозвездной столице нашей родины). Сегодня друг Иосифа Бродского и наш эксперт Михаил Мильчик комментирует страшные кадры: - Разобран главный зал, сверху донизу, а он шел по всем трем этажам. Посчитали, что опоры недостаточно прочные, чтобы выдержать нагрузку бассейна. Снесен Овальный корпус XVIII века, о котором я так пекся… Тут сверху надстраивается два новых этажа. Здесь часть здания разрушена - для пробивки сквозного проезда с Мойки на Большую Морскую. Да, проектом это предусмотрено - когда-то тут был каретный проезд, но, видимо, его раскрытие в прежних размерах теперь не устраивает, узко для современных машин, вот и снесли часть здания… Разобрали значительную часть колонн. Заменяются все перекрытия - а это значит, летят и полы, и потолки с лепниной. Но ведь способы укрепления перекрытий, позволяющие и лепку сохранить, прекрасно известны - однако это методы реставрационные, а тут повсеместно применяются методы реконструкции, что категорически недопустимо в отношении памятника вообще, а такого тем более. Слово "реконструкция" по отношению к памятнику неприменимо, только реставрация и приспособление. А этот проект был согласован КГИОП без участия Совета по культурному наследию, ни на каких стадиях мы его не рассматривали. И я вынужден констатировать, что проведенная нашим институтом экспертиза полностью проигнорирована, ее рекомендации тут не учитываются вовсе. Татьяна Лиханова "Наша версия в Питере"
|