"Вопрос просто-напросто плохо подготовлен. Нужно было провести сравнительный анализ с конкурсным проектом", - сказал председатель Санкт-Петербургского Союза архитекторов России Владимир Попов о презентации проекта стадиона "Зенит", состоявшейся 7 октября на заседании Градостроительного совета. И он был не одинок в своем мнении. После градсовета многие выходили с ощущением не то обмана, не то подмены. Во-первых, эксперты ждали обещанную летающую тарелку - так обозвали выигравший конкурс проект Кисе Курокавы, - а увидели почему-то "сковородку с крышкой", как высказался академик РААСН РФ Сергей Соколов. А некоторые и вовсе "табуретку". Как объяснил собравшимся главный архитектор генерального подрядчика строительства ООО "Авант" (бывший "Синтез-СУИ") сотрудник ЦНИИСК имени Кучеренко Александр Коханов, такое перевоплощение объясняется просто: Курокава не до конца продумал детали, представил только общий образ, а генподрядчик просто довел проект до полного соответствия нашим градостроительным нормам и СНиПам, а также питерским погодным условиям. И то сказать: в результате работы "Аванта" контур стадиона существенно изменил свою первоначальную форму. Сильно изменилась форма крыши ("мы просто убрали двойную кривизну, возникли бы проблемы с отводом воды и снега"), раздвижная часть - теперь уже точно ясно, что она таки будет - из абсолютно плоской превратилась в скатную. В западной и восточной частях здания вообще образовались два крылообразных паркинга для этой самой подвижной конструкции, которые до неузнаваемости изменили силуэт стадиона. Кроме того, выяснилось, что между крышей и основной частью здания будет находиться сплошная стеклянная стена, которая тоже не добавляет изящества. Коханов утверждает, что она подразумевалась и в проекте Курокавы - просто не была воспроизведена на макете. "В нашем климате без нее будет не обойтись". Странно, что Курокава об этом не подумал - особенно если учесть, что впервые в нашем городе он оказался еще в пятидесятых годах. То есть знаком с реалиями никак не понаслышке. Кроме изменений в форме крыши, в проекте появились еще и четыре массивных опоры, зашитые в стеклянные чехлы, что никак не могло придать облику динамичности. Во внутреннем пространстве амфитеатра также наметились серьезные изменения: вместо множества равномерно распределенных по всему периметру арены выходов их число существенно сократилось, зато появились массивные опоры, которые, кроме собственно несущей функции, будут являться параллельно и пристанищем для торгово-коммерческих структур. Объяснил необходимость колонн Коханов тем, что футбольные фанаты "болеют ритмично", соответственно, опасность обрушения увеличивается. Членам градсовета такие нововведения, впрочем, не понравились. Проект был отправлен на доработку. При этом дата ввода стадиона в действие остается неизменной - 30 декабря 2008 года. В противном случае Петербург лишится возможности проводить в городе международные матчи. В соответствии с требованиями Лиги чемпионов и Кубка УЕФА до начала сезона 2010-1011 годов любой клуб, получивший право участия в клубных соревнованиях УЕФА, у которого не имеется стадиона, отвечающего всем современным требованиям, сможет играть на другом стадионе в течение максимум трех лет. Если к концу этого срока клуб все еще не обзаведется собственной площадкой, ему будет отказано в праве участия в Лиге чемпионов или Кубке УЕФА не менее чем на один сезон. Впрочем, вице-губернатор Александр Вахмистров уверяет, что темпы работ в любом случае не скажутся на их качестве. Правда, сейчас на стройплощадке, идут работы нулевого цикла, но их интенсивность впечатляет. Создается полное впечатление, что от темпа зависит жизнь каждого из тех, кто находится на стройке. Только на этапе забивки свай заняты четыре субподрядчика, и работа ведется круглые сутки - в две, а временами и в три смены. "Тяжело. Сваи гуляют. Иногда по метру. Ставишь буровуху с одной стороны ряда, начинаешь бить - и весь куст уходит в другую", - говорят буровики. С другой стороны, в штабе наконец-то поняли, что запланированными $250 млн ограничиться будет проблематично. на Градостроительном совете Коханов заявил, что объем инвестиций, скорее всего, увеличится вдвое. Аналитики, между тем, уже начали полагать, что стадион в Петербурге, "отвечающий всем мировым стандартам и требованиям", окажется в два, а то и в три-четыре раза дешевле крупнейших стадионов Европы, на которые ориентировались идеологи проекта (для сравнения: стоимость парижского "Стад де Франс" составляет $520 млн, австралийского стадиона "Телстра" - $540 млн, арены "Ауфшальке" (ФРГ) - $360 млн, стадиона в Саппоро - $500 млн; совокупные расходы на строительство английского "Уэмбли" составят, по оценкам специалистов, 352 млн фунтов - при этом первоначальный бюджет "Зенита" в английской валюте планировался в 80 млн фунтов). С финансированием проекта история вышла достаточно запутанная, если не сказать подозрительная. 23 ноября 2004 года на заседании городского правительства выяснилось: инвестором строительства нового стадиона на Крестовском острове станет ООО "Газпром нефть". Именно под такое плодотворное сотрудничество по ходатайству Смольного подлинное здание стадиона, являвшееся, кстати, выдающимся образцом стиля конструктивизма, было выведено из списков памятников федерального значения - с тем чтобы можно было "место расчистить". В благодарность за столь самоотверженные намерения правительство Петербурга постановило отдать ОАО "Газпром" всю западную оконечность Крестовского острова - ни много ни мало 48 га. Но уже в феврале 2005 года поползли слухи о возможном отказе "дочки" компании № 1 от работ на Крестовском острове. И точно: после экспертизы выяснилось, что строительство выходит слишком накладным. Однако в феврале 2005 года депутаты ЗакСа единодушно решили: стадиону - быть. И только в сентябре того же года правления ОАО "Газпром" Валерий Голубев сообщил: Газпром вкладывать свои деньги не собирается. По крайней мере напрямую. Почти сразу вслед за этим заявлением Газпром зарегистрировал в Санкт-Петербурге 100-процентную дочернюю компанию - ООО "Газпром-Арена": ей и предназначалось стать оператором проекта по строительству стадиона для питерского "Зенита". А дальше произошло непонятное: пока суд да дело, новорожденная дочка за последующий год, выражаясь современным сленгом, "слилась". 11 декабря 2006 года из Смольного пришло сообщение, что новый стадион построит структура нефтеперерабатывающей корпорации "Синтез" за 6,6 млрд рублей. Нет, никто в общем-то и не против: "Синтез" так "Синтез". Только вот горадминистрация, к сожалению, забыла сообщить, как быть с теми 48 гектарами земли на Крестовском, которые отошли ООО "Газпром" еще в конце 2004 года. И не вспоминает об этом досадном упущении и по сию пору. Упущено из виду, впрочем, многое. По прошествии Градостроительного совета эксперты остались, мягко говоря, недовольны и тем, как решена проблема с парковками - и вообще с решением транспортно-логистического вопроса. Дело в том, что уже сейчас, когда только идет забивка свай, доставлять стройматериалы дорого и неудобно. Водного сообщения нет - хотя, как уверяют, будет. Обязательно будет. Но это только первый этап работ. А когда на стадион соберется 62 тысячи народу - а именно такая вместимость запланирована проектом - как решить вопрос доставки этой толпы на мероприятие? Пешком от станции метро "Крестовский остров" - полчаса спорым корреспондентским шагом. То есть для тех, кто приехал с детьми, или просто для граждан, которые не привыкли или не могут быстро ходить, время пути до стадиона выльется в 50 минут - час. Коханов на совете говорил, впрочем, о том, что предполагается еще одна станция метро. Только не уточнил, ни когда она появится, ни насколько это технически возможно на слабых островных грунтах. Наземного транспорта на острове нет - по многим причинам. Кисе Курокава предлагал особый легкий поездной состав, который не будет нарушать ни экологию, ни ансамбль парка. От этой его идеи тоже отказались. Допустим, на матч народ поедет на личном автотранспорте. Возникает вопрос: а как при существующих дорогах и мостах переправить на Крестовский остров 62 тысячи человек меньше чем за четыре часа? Для пущей убедительности можно вспомнить, во что превращается транспортное сообщение в районе ныне функционирующего "Петровского" стадиона до и в особенности после матчей "Зенита". Казалось бы, проблему можно решить: по проекту, всего в 300 метрах от здания нового стадиона будет проходить Западный скоростной диаметр. Только вот съезда к стадиону с него не предусмотрено. Впрочем, Курокава сам настаивал, чтобы такового там не было. И проектировщики придумали свой, абсолютно гениальный выход: ограничить парковочные площади размером в 1,5 тысячи машино-мест. При норме на такой приток людей минимум в 12 тысяч. Они разместятся в первом и втором уровнях стадиона, собственно в холме, на котором он будет стоять. То есть исключительно для спортсменов, обслуживающего персонала, бизнес-нужд и VIP-персон. Вице-губернатор Вахмистров на полном серьезе предложил согражданам: а вы садитесь в машину не по двое, а вчетвером или впятером. Правда, о том, чтобы первым лицам города подать личный пример, похоже, говорить не придется. Возникает вполне законный вопрос: а что, кроме как на Крестовском, в городе больше строить негде? Почему же, есть. Еще в ноябре 2004 года на заседании правительства Петербурга было определено удобное место: проспект Маршала Блюхера. И все были бы довольны: и город не стоит в многочасовых пробках под улюлюканье, вой клаксонов и вопли "Газпром - ой, простите - "Зенит" чемпион", и добираться легче, и машины есть куда ставить. Опять же со строительством метро там попроще - а то от депрессивного района Охты и до самой Пискаревки люди годами мучаются от нехватки общественного транспорта. Так почему же Крестовский? Неужто только "память места"? Вряд ли. Видимо, потому что на Блюхера не имеется 48 гектаров элитной площади (см. историю, изложенную выше). Так что чем закончится строительство очередного амбициозного проекта, неизвестно. Проектировщики из "Аванта" отправлены градсоветом подумать еще немного. А у петербуржцев тем временем есть еще целый год на то, чтобы привыкнуть ездить впятером. Елена МИНЧЕНОК
|