Концепция развития территории Морского вокзала предполагает снос существующего здания и строительство на его месте современного офисного центра. Ряд архитекторов Петербурга выступили резко против сноса. Вместе с тем нынешний Морской вокзал, по мнению заказчика, не приспособлен для эффективного выполнения своих прямых функций. Инициатором развития территории по адресу пл. Морской славы, 1, выступает ОАО "Морской вокзал". Концепция подготовлена специалистами компании "ИГЛ ГРУПП Санкт-Петербург". Инвестирование проекта будет осуществляться по смешанной схеме: 30% затрат — собственные средства заказчика, 70% — банковские займы. По словам гендиректора Морского вокзала Владимира Малика, на сегодняшний день кредитной организацией выступает ФондСервисБанк, но список партнеров панируется расширить. Проект развития будет реализован в два этапа. К концу 2009 года рядом с действующим вокзалом предполагается возвести новое 13-этажное строение общей площадью 58 тыс. кв. м, которое и станет выполнять функции пассажирского терминала. В здании также разместятся торговые помещения, бизнес-центр класса "B" и гостиница на 170 номеров класса "3 звезды +". Стоимость данного этапа оценивается $100 млн. Второй этап, затраты на который могут превысить $200 млн, предполагает снос существующего здания Морского вокзала и строительство на его месте современного офисного центра общей площадью 130 тыс. кв. м. Именно снос стал центральной темой обсуждения на Градостроительном совете. Дело в том, что проект нынешнего терминала, разработанный в 80-е годы прошлого столетия архитектором Виталием Сахиным, получил государственную премию. По мнению ряда архитекторов, это достаточное основание для того, чтобы сохранить объект. Рецензент концепции развития Никита Явейн сказал, что для него это сложный вопрос и он не может ответить на него однозначно: "Разумеется, должен быть некий перечень зданий, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат сносу. Но я не могу однозначно сказать, есть ли основания включать в этот список здание Сахина". Коллеги Явейна по архитектурному цеху были более категоричны. Так, зодчий Юрий Курбатов заявил, что художественная тема в новом проекте вообще не раскрыта: "Здесь нет ощущения ландшафта Петербурга. Архитектура здания не соответствует значительности места. Я бы рекомендовал не согласовывать данный проект, а отправить его на серьезную доработку", — сказал Курбатов. Архитектор Владимир Попов обвинил заказчика в преследовании исключительно коммерческих интересов: "Сегодня коммерсанты пытаются выкачать максимум из дорогой земли, а архитектурное сообщество потакает им. Я не желаю участвовать в этом фарсе", — заявил член Градостроительного совета. В итоге вопрос о сносе здания Сахина было решено перенести на отдельное заседание градсовета. Комментируя претензии архитекторов, Владимир Малик заявил, что ликвидация существующего здания морского вокзала — объективная необходимость. По его словам, действующий терминал не соответствует современным требованиям: "Конструктивная особенность здания такова, что оно не может эффективно использоваться для приема и отправки пассажиров. Причал расположен на уровне первого этажа, а главная палуба судов находится на отметке в четыре метра. Пассажирам приходится спускаться и подниматься по трапам. Среди них много инвалидов, пожилых людей, и это очень неудобно", — пояснил Малик. Кроме того, по словам гендиректора Морского вокзала, архитектура здания не позволяет эффективно его эксплуатировать — из 27 тыс. кв. м сегодня задействованы лишь 13 тыс. "квадратов". Требует объект и капитального ремонта, а его стоимость сопоставима со строительством нового объекта: "Мы уже потратили на ремонт почти $10 млн и считаем, что это пустая трата денег". Владимир Малик добавил, что если вопрос со сносом будет решен положительно, то приступить к реализации второго этапа проекта планируется в начала 2010 года. Завершить развитие территории морского вокзала предполагается в 2011–2012 годах. Егор НАЙМУШИН
|