Не будь император Бонапарт так невзрачен и мал ростом, не страдай он определенными проблемами самого деликатного свойства – мир, возможно, сумел бы избежать кровопролитных войн, развязанных Наполеоном. Эту точку зрения разделяют многие сексопатологи, обнаруживающие причину воинственности французского императора в его глубинных комплексах. Известный петербургский сексолог, доктор медицинских наук Лев Щеглов полагает, что нередко комплекс заложников мифа о тождестве истинной мужественности и размеров мужского достоинства сублимируется в страсть к приобретению самых длинных лимузинов или постройке громадных особняков. Гигантизм сооружений тоталитарной поры – характерный пример своеобразной трансформации убогости неполноценной власти, способной удержаться только за счет жесткого подавления всего и вся. У доминант имперского Петербурга – иная история и совсем иная мотивация права возвышения одних объектов над другими. Знаменитый Александрийский столп был установлен на Дворцовой площади в память победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. И хотя имя императора-освободителя закреплено в названии колонны, а лику венчающего ее ангела приданы черты Александра I, главная идея этого памятника была сформулирована архитектором так: "триумфальная колонна, посвященная всеобщему миру". При всей значительности повода к появлению памятника, высота его – по настоянию автора, - не превзошла шпиль Адмиралтейства (72, 5 м) и купол Исаакиевского собора 101, 5 м), и составила всего 47,5 метров. "Памятники, – считал Монферран, – это всегда открытая страница, где народ может черпать во все времена знания о прошедших событиях, проникаться справедливой гордостью при виде замечательных примеров, которые ему завещаны славными предками... Граждане будут больше любить города, обогащенные памятниками, которые им будут напоминать о славе Отчизны". Петропавловский собор, увенчанный фигурой ангела-хранителя нашего города, до сих пор оставался самым высоким архитектурным сооружением Петербурга (122,5 метра). Никто прежде не дерзал взять высоту, посвященную небесному покровителю северной столицы. Пушкин Александр Сергеевич мог себе позволить дерзновенное вознесение выше Александрийского столпа - но, говоря языком современным, в виртуальном смысле, подразумевая "памятник нерукотворный". Алексей Миллер, подобно старухе из пушкинской сказки о золотой рыбке, возжелал славы владычицы морской и заявил о намерении соорудить вполне рукотворный офис "Газпрома" высотой не менее 300 метров. Чтобы всем уже на подступах к Петербургу было ясно, кто тут хозяин. "Это будет новая архитектурная доминанта Петербурга", - заявил Миллер. Как рассказывают свидетели тщетных попыток урезонить главу "Газпрома", всякое предложение снизить проектную высоту офисного центра вызывает самую настоящую истерику, с визгами и криками. Что заставляет беспокоиться о масштабах терзающих его комплексов – по всей видимости, соразмерных той высоте комплекса "Газпром-сити", на которой яростно настаивает господин Миллер. Симптоматика душевного расстройства главы "Газпрома" позволяет отнести его к тому подвиду страждущих, коим опасно перечить. А, напротив, предписывается поддакивать. Поэтому, дабы больной был вполне удовлетворен размерами и обликом проектируемого офиса, следует учесть не только превосходную степень его высотных показателей, но и позаботиться о том, чтобы и во всех прочих категориях "Газпром-сити" посрамил исторические петербургские памятники. Только тогда Алексей Миллер стяжает лавры первого среди первых. С учетом перечня достижений "Книги рекордов Петербурга", окончательный вариант офиса "Газпрома" вырисовывается следующий. Материал постройки – камни, собранные на развалах шведской крепости Ниеншанц в устье реки Охты (1) Здание офиса венчает купол диаметром 50 метров (2) в обрамлении 150-ти печных труб. (3) Стены и своды здания сплошь покрыты мозаикой. (4) У входа в офис выстроена футбольная команда из десятиметровых атлантов в газпромовских футболках. (5) Полсотни каменных кариатид поддерживают балконы главного здания. (6) Оконные проемы декорированы фигурами 333 подглядывающих "путти" (это не маленькие путины, а такие пухлые античные мальчики). (7) Главный фасад отмечен двадцатью семью мемориальными досками с указанием дат входа и выхода из офиса Алексея Миллера. (8) Колокольня офисного центра снабжена двумя карильонами (9). Площадь перед комплексом "Газпром-сити" застолблена статуей Алексея Миллера, балансирующего на одном копыте. (10) В сваренном из газовых труб ограждении комплекса использовано 666 гербов Петербурга (11) и столько же львов (12). Сроки строительства - 2 дня. (13) Примечания: 1) Именно из них был построен первый в городе на Неве дом из природного камня (не сохранился). 2) Сейчас крупнейший не только в Петербурге, но и в России купол - Исаакиевского собора, диаметр 25,8 метра. 3) На крыше Эрмитажа – 146 печных труб. 4) Площадь мозаичных панно Спаса на крови – 7 тысяч квадратных метров. 5) У входа в Эрмитаж – десять атлантов, ростом по 5 метров, из одежды – только набедренные повязки. 6) Пока самая внушительная компания каменных женщин – числом 40, - по фасаду дома 11/40 на Загородном проспекте. 7) До сих пор самое массовое скопление путти наблюдалось возле окон третьего этажа дома 13 в Саперном переулке (там их - 32). 8) На фасаде "Дома академиков" (набережная Лейтенанта Шмидта, дом 1) – 26 памятных досок 9) На звоннице Петропавловского собора – только один карильон. 10)До сих пор самым уникальным считался памятник Николаю I, имеющий две точки опоры. 11) В оформлении Литейного моста – 546 гербов. 12) Сейчас самое значительное поголовье львов – в ограде б.дачи Кушелева-Безбородко на Свердловской набережной ( 29 зверей). 13) Домик Петра I был срублен за три дня. Татьяна Лиханова
|