Сегодня популярная в городе программа "Пятого канала" "Петербургский час" будет посвящена проекту "Охта центр" В романе братьев Стругацких и фильме Федора Бондарчука "Обитаемый остров" (для краткости – "ОО"), как известно, некие башни зомбируют несчастный народ; при этом гвардейцы впадают в патриотический раж, а так называемые выродки мучаются страшенной головной болью. Башня "Охта центра" ("ОЦ") еще не возведена, а уже несколько лет излучает угрозу, крайнюю степень опасности для Петербурга. Так ее возможное появление ощущают одни, а другие надеются, что небоскреб станет символом жизни новой, прекрасной, светлой. Город расколот. Увы, общественная дискуссия не получается: противники башни снова и снова не получают ответов на свои вопросы, а сторонники просто размещают всюду, где могут, один и тот же комплекс рекламно-пропагандистских материалов – тексты и картинки. Сегодня новый этап кампании – привлечены картинки движущиеся, самый убедительный из всех возможных способ воздействия на публику. Не случайно так велика сила кино. 23-минутное произведение "Вертикаль" (автор сценария Сергей Бондаренко, режиссер Борис Деденев, производство студии "D-квадрат"), которое сегодня соберет, не сомневаюсь, значительную аудиторию, выдается за документальный фильм. На самом деле это обширный рекламный ролик, сделанный опытным и хорошим клипмейкером Деденевым по соответствующим законам. Эти законы преподаются на любых рекламных курсах; всем известно, что есть целая наука манипулирования (по Далю, "манипуляция" – с латинского "приемы ручные, ухватка, сручье"). В мире, который создает реклама, даже непогода – глянцевая, все болезни излечимы, сверкают зубы и очень естественно румянятся щеки. Но только живой человек исчез из рекламных роликов вместе с наивно-бандитской эпохой Лени Голубкова. И все уже знают, как и чем красят еду, чтобы она выглядела на рекламных изображениях не просто съедобной, а жутко привлекательной. Манящей. Так же и в ролике с названием говорухинского фильма "Вертикаль". Ничего нового, только начали двигаться картинки и компьютерные схемы, исключительно солнечные дни стоят над ландриновым Петербургом, анимированные плоские фигурки перемещаются по футуристическим стеклянным, прозрачным, изумительно чистым пространствам. Разумеется, я не ожидаю в продукте данного свойства качеств бромосеребряной благородной фотографии или роскошного цвета а-ля голливудский классик оператор Нестор Альмендрос. Но я живу в родном городе и знаю, что ВОТ ТАК у нас не выглядит ни одно стекло уже через пять минут после помывки. А небо у нас безоблачно разве что десяток дней в году. И я не верю в многократно уже дисквалифицированные официальные изображения башни, которая якобы не повредит нашей небесной линии. Мне смешны все те же доводы о строении Эйфеля и доме Зингера и даже "свеженькие" факты об Исаакии, обзывавшемся современниками чернильницей. А уж причитания о несчастной "никакой" Охте и общедоступности смотровой площадки просто смешны. На что, ребята, вы будете смотреть с высоты – на затерявшихся в нагромождении высоток Ангелов и Золотой кораблик? Я в который раз отказываюсь согласиться и с авторами фильма, и с анонимными авторами башни, и с пиарщиками всего проекта в том, что этот небоскреб не разрушит впечатления о городе. И что концепция его – мол, фундамент повторяет очертания крепости – культурна. Наоборот, башня словно вобьет штырь, унизит историю и наше наследие. Правители "ОО" были из выродков, но маскировали это. Авторы рекламного ролика признали, что исполняли заказ, но имели полную творческую свободу. Вчера и позавчера заказчик фильма – ОАО "ОДЦ "Охта центр" – устраивал показы данного произведения для членов Лиги журналистов и представителей общественности с последующим разговором; все это снималось теле- и фотокамерами, надо полагать, фрагменты речей окажутся сегодня в эфире. Ничуть не сомневаюсь, что и эти кадры будут очень грамотно подверстаны к картине – как в ней самой дано слово одному лишь противнику запредельной высотки, да и то не артисту Олегу Басилашвили или музыканту Юрию Шевчуку. Реклама обычного товара честна и демократична: ты волен открыть кошелек – или не открыть. Пиар-кампания "ОЦ" однозначно тоталитарна: она хочет убедить, что небоскреб напротив Растрелли – неизбежность. Нас вроде бы призывают к дискуссии – на самом деле обмен мнениями и непредсказуемый итог событий вовсе не предполагаются: уже многократно растиражированы слова известного начальника о том, что башня в четыреста метров встанет при любой погоде. Сегодня вечером нас еще раз попытаются использовать, дорогие друзья. Коли, прочитав газету, усядетесь перед телевизором посмотреть сию длинную рекламу – так не превратитесь сами в плоских, будто нарисованных компьютером послушных человечков. Ольга ШЕРВУД
|