Одиозный проект "Газпром-Сити", о который полгода ломали копья все, "кому небезразлично", перестал существовать в одно мгновение. Легким движением руки Алексей Миллер сбросил покрывало со стенда, на котором красовался плод работы неизвестных солдат PR-фронта - логотип "Охта-центра". Ребрендинг убил как минимум двух зайцев - показал горожанам "социально направленный" проект и спас имидж политиков, позиционировавших себя в качестве борцов с "газпромовским произволом". Одно дело - протестовать против офиса сверхмонополии, возвышающегося над старым добрым Питером, да еще и построенного на кровно уплаченные налоги. И совсем другое - быть противником общественно-делового центра с бассейном, на который большую часть денег выделил "добрый дядя". Если "Газпром-Сити" так удачно рифмовался со словом "остановите", то на "Охта-центр" в голову приходит лишь кривоватая рифма "метр". Но едва ли только поиском рифмы можно объяснить внезапное молчание тех, кто еще недавно был категорически против. После того как отвечать за скандальный проект пришлось даже президенту на пресс-конференции в Кремле, остальным политикам обойти тему накануне выборов в петербургский ЗакС было бы как-то не очень... И они не обошли. Что-то не припоминается ни одна партия, которая бы высказалась двумя руками "за". И вот теперь ЗакСу предстоит одобрять совсем другой проект. Как выяснилось, госмонополия может быть не только упрямо-напористой в достижении своих целей и угрюмо-неповоротливой в защите от нападок. Тяжелый танк "сырьевого кулака" России вдруг совершил на редкость изящный маневр и тем самым если не выиграл "битву за Петербург", то по крайней мере перехватил стратегическую инициативу. И теперь молчание "Газпрома" в полугодовой буре эмоций вокруг 300-метровой башни напротив Смольного выглядит совсем по-другому. Им было что сказать. Просто они ждали своего часа. Едва ли мы когда-нибудь узнаем авторов этого PR-маневра. Этим ребятам громкая слава ни к чему. Едва ли у них будет в ближайшее время недостаток в заказах, и вряд ли они жалуются на размеры гонораров. Победившая в стране "суверенная демократия" требует учитывать "глас народа". И если "пипл" что-то "не схавал", значит надо это что-то завернуть в другую обертку, на которой все самое неприятное обычно пишется внизу мелким шрифтом. Специалисты по "оберткам" в России появились. И это настоящие профессионалы своего дела. Ведь не одним "Охта-центром" исчерпывается портфолио элиты российского PR. Есть работы намного серьезнее - создание партий и отдельных политиков, смены власти в масштабе отдельного города или всей страны, удаление из информационного поля отдельных лиц и явлений. И непонятно: то ли наши специалисты по связям с общественностью действительно лучшие в мире, то ли это наша общественность... такая. Александр Лобановский
|