"По версии специалистов МНС, ЮКОС должен был платить налогов больше, чем получал валовой прибыли. Подобные методы войдут скверным историческим анекдотом в учебники по налоговому праву, поскольку доказали, что нефтедобыча в России убыточна", - без малого три года назад Михаил Ходорковский заявил в своем открытом письме Борис Ходорковский. Теперь тезис, казавшийся анекдотичным заключенному Ходорковскому, на полном серьезе отстаивает президент "Газпром нефти" Александр Дюков. На недавней пресс-конференции в Москве Александр Дюков заявил, что действующая налоговая система не стимулирует нефтедобычу в Российской Федерации. Дюков расценил объявленные "налоговые каникулы" по НДПИ (налогу на природные ресурсы) как совершенно недостаточные меры и выступил с инициативой введения моратория на взимание экспортных пошлин для объемов, добываемых на новых месторождениях до окончания срока окупаемости проекта. Глава "Газпром нефти" сообщил также, что не исключает появления соответствующего совместного обращения российского нефтяного бизнеса к правительству. В том, что правительство с пониманием отнесется к чаяниям акул сырьевого рынка, едва ли стоит сомневаться. Ведь их нужды нынешней власти ближе и понятнее - знакомые по телевизору фамилии скорее найдешь в списочном составе руководства сырьевых гигантов, нежели в штатном расписании предприятий малого и среднего бизнеса. Впрочем, для впавших в удручающий расход гигантов можно было бы подыскать и другие источники для обеспечения нефтедобычи. Прежде чем браться нервно перетряхивать общий бюджетный мешок, стоило бы поскрести по собственным сусекам. Для начала, например, объявив инвентаризацию непрофильных активов. Зри в профиль Александр Дюков сообщил, в частности, что, дабы обеспечить к 2020 году выход на запланированные показатели добычи, "Газпром нефти" придется инвестировать порядка 3-2 млрд долл. ежегодно, а что на 2007 год инвестиции составят 64,4 млрд рублей. Обозначенная цена последнего вопроса равна стоимости "Охта-центра". Так, может быть, стоит, вместо того чтобы финансировать блажь, подняться к небу на 400 метров, обратить эти средства вглубь, то бишь на освоение недр? Тем более что никакого экономического обоснования возведения небоскреба напротив Смольного собора так и не представлено. Если, конечно, не рассматривать всерьез заявленную необходимость размещения на этой башне радиолокатора, составления прогнозов погоды и попутного разгона облаков. Но и этот (едва ли не единственный) аргумент "за" больше годится не для внятного бизнес-плана, а для вариации на тему известной с незапамятных времен частушки ("Мы не сеем и не пашем, только с башни х…м машем…").. У родителя "Газпром нефти" немало и других непрофильных активов. Например, направленные на СМИ, рекламную деятельность, киноиндустрию - с отменным аппетитом поглощаемые холдингом "Газпром-медиа" (включает в себя телекомпании НТВ, ТНТ, спутниковую телекомпанию "НТВ-Плюс", радиостанцию "Эхо Москвы", "Первое популярное радио" ("Попса"), NEXT, "CИТИ-FM", Relax-FM, издательство "Семь дней": журналы "Итоги", "7 дней - Телепрограмма", "Караван историй", "Коллекция Каравана Историй"; газеты "Известия", "Трибуна", "Петербургский час пик"; журнал-телегид "Панорама ТВ - Страна", кинокомпанию "НТВ-Кино", кинотеатры "Октябрь", "Кристалл-Палас", рекламную компанию "НТВ-Медиа", компании по недвижимости ОАО "Телебазис", ООО "Рекламная компания "СМС", ООО "КОМСТЭК"). За рамками этого перечня остаются и некоторые другие ресурсы, приобретенные родственными Газпрому структурами: так, осенью прошлого года издательский дом "Коммерсант" приобрел Алишер Усманов, генеральный директор "Газпроминвестхолдинга", полностью принадлежащего ОАО "Газпром". Экспертами эта покупка была оценена в 200-350 млн долларов. Все это хозяйство "Газпром-медиа" (оцениваемое первым вице-премьером Дмитрием Медведевым в 7,5 млрд долларов), похоже, нисколько не обременяет Газпром. А напротив, вдохновляет на расширение медийного бизнеса: по сведениям газеты "Коммерсант", в этом году "Газпром-медиа" намерен потратить еще и на приобретение интернет-проектов около 5 млн долларов, а в проекте бюджета на следующий год на поглощения в рунете заложено уже порядка 100 млн долларов. Довольно внушительные суммы тратятся на рекламу себя любимого. Согласно финансовому плану Газпрома, на PR-сопровождение собственной деятельности в 2006 году концерн заложил 254 млн рублей, создание корпоративного интернет-портала - 121,6 млн руб. (газета "Ведомости" прелагает сравнить эти расходы с годовым бюджетом государственного пропагандистского телеканала Russia Today - он составляет $30 млн). Ну и особая статья - реклама наружная. Зримая песня о том, как Газпром якобы отдает людям взятое у природы, как сбываются мечты и как оно там в "Зените" тоже оплачивается весьма щедро. Только в Петербурге, по оценкам экспертов, на "наружку" тратится более 1 миллиона долларов в год. А за установку товарного знака Газпрома на московском здании "Известий" (Тверская, 18) было выложено 16,7 млн рублей; кроме того, как сообщала пресс-служба "Газпром-медиа", ОАО "Газпром" будет платить "Известиям" арендную плату (эксперты оценивают стоимость годового размещения рекламы на такой престижной крыше более чем в 1 млн долларов). Еще одна категория активов, никак не сопряженных ни с добычей сырья, ни с его переработкой или транспортировкой, - активы спортивные. Только на скупку петербургских клубов ("Зенит", баскетбольный "Спартак" и хоккейный СКА) Газпром потратил около 50 млн долларов. Еще около 30 млн долларов вкладывается в строительство тренировочной базы для перечисленных команд на территории Ленинградской области. В сооружение крытого катка в Таврическом саду (с ресторанами, торговыми площадями и прочая) было вложено около 400 млн рублей. Примерно в 120 миллионов евро обойдется спонсорство, взятое Газпромом над "любимой футбольной командой Адольфа Гитлера" - Шальке-04. Этих денег концерну оказалось не жаль потратить за то, чтобы - как писали скатавшиеся в Германию на его деньги журналисты - "простое русское слово "Газпром" знал наизусть каждый гельзенкирхенец" (сколько надо заплатить за то, чтобы простое слово "гельзенкирхенец" смог выговорить каждый россиянин, остается загадкой). Дарья ЛУСПЕКАЕВА
|