О нас

Новости

Критика проекта
   Архитектура
   Экология
   Экономика
   Общество

Исчезающий Петербург

Без ответа

Мнения
   За
   Против
   Сказано
   Пресса

Экспертиза

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Наши акции

Галерея

Творчество
   Фольклор
   Картинки
   Аудио
   Видео

Форум

ЖЖ сообщество



09.04.08(18:04)
"Господи, что это за дура! Это не дура, это лошадь"
"Господи, что это за дура! Это не дура, это лошадь"

   "PR — профессия третьего тысячелетия" — студенческий фестиваль с таким названием проходит под эгидой Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) в восьмой раз. Во вторник, 8 апреля, после церемонии открытия фестиваля на кафедре связей с общественностью гуманитарного факультета вуза прошел мастер-класс на тему "Антикризисный PR": руководитель практики корпоративных коммуникаций агентства SPN Ogilvy Дмитрий Лобач рассказал студентам об информационной кампании проекта "Охта-центр" — "Небывалое бывает".
   
   Дмитрий Лобач в красках рассказал, как компании удалось внедрить в массовое сознание положительный образ "Охта-центра". Мастер-класс специалистов SPN Ogilvy проходил весело: видеоряд из фотографий, схем и диаграмм разъясняли как г-н Лобач, так и… известные мультяшные герои Масяня и ее друг Хрюндель.
   
   "Господи, что это за дура! Это не дура, это лошадь" — так, например, персонажи аниматора Олега Куваева встречают известие о намерениях компании "Газпром" построить 400-метровый общественно-деловой центр, который поначалу именовался "Газпром-Сити".
   — Новаторский подход в градостроительстве во все времена встречали в штыки — ничто не вызывало такое количество критики, как будущие мировые архитектурные шедевры, — прокомментировал Дмитрий Лобач.
   
   Он привел примеры: храм "Саграда Фамилия" в Барселоне, Эйфелева башня в Париже, Александрийский столп в Петербурге. Эти архитектурные сооружения, которые сегодня стали туристическими символами упомянутых городов, современники встречали резкой критикой, отметил Лобач. То же, по его словам, происходило и с "Охта-центром". Как только не склоняли острые на язык петербуржцы название бывшего "Газпром-Сити"! "Газоскреб", "кукурузник", "банан", "вертикалоимитатор"…
   
   По мнению специалиста SPN Ogilvy, все эти инсинуации распространялись и тиражировались исключительно потому, что другой информации у горожан попросту не было. Вот и рождала фантазия горожан разные нездоровые ассоциации! Дмитрий Лобач видит в этом долю вины администрации Санкт-Петербурга — она, мол, уверена, что закладки губернатором камня на том или ином объекте вполне достаточно для того, чтобы народ счел его строительство нужным и полезным. По словам Лобача, когда Газпром заявил о желании возвести в устье Охты гигантский небоскреб, некоторые чиновники растерялись и не могли четко и ясно выразить свое отношение к эпохальной градостроительной инициативе. Это подтверждают, например, слова председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Веры Дементьевой, которая связала все перекосы в этом вопросе с тем, что "мало кто знает, какой город мы на самом деле строим".
   
   Чтобы избежать информационного хаоса, людей, в частности чиновников, по мнению Лобача, необходимо к любым нововведениям тщательно готовить. Или, говоря словами Масяни: "Люди, наверное, все-таки не сволочи, они просто идиоты. А это, в принципе, излечимо…" Идиотам, как известно, свойственно искаженное восприятие действительности. Что выступающий и проиллюстрировал на конкретных примерах. Так, Газпром говорил, что хочет построить "уникальный объект, который будет архитектурной доминантой Нового Петербурга". Но особо упертые слои населения восприняли это как "архитектурную агрессию с фрейдистским акцентом". Газпром заверял, что городу жизненно необходим такой крупный налогоплательщик, как он (по данным SPN Ogilvy, в 2007 г. компания перечислила в городской бюджет 12 млрд рублей). А народ ехидничал: они нам налоги, а мы им "кукурузный" откат. Газпром утверждал, что новый, крупнейший в Европе центр украсит промышленные кварталы одного из самых "депрессивных" районов города. Однако упрямцы продолжали гнуть свою линию: "Газпром-Сити" исказит архитектурный облик города, нарушит "генетический код" горизонтального строительства, заложенный Петром I.
   
   Специалист SPN Ogilvy упомянул о том, что споры вокруг "Газпром-Сити" стали предметом политических спекуляций со стороны ряда оппозиционных движений, которые, мол, стремясь приподняться на этой теме, выдвигали громкие лозунги: "Дурдом-сити: мечты сбываются", "Газпром-Сити: победа брюха над духом" и так далее. В числе "героев протестной кампании" выступающий отметил региональное отделение партии "Яблоко", общественную организацию "Охтинская дуга" и общественное движение "Живой город".
   Дмитрий Лобач привел некоторые цифры, иллюстрирующие стартовую динамику в сфере формирования общественного мнения о "Газпром-Сити". Так, в III квартале 2006 г. СМИ посвятили данной теме более 380 публикаций, из них порядка 4 процентов носили позитивную окраску, 9 процентов — негативную, остальные — нейтральную. В IV квартале того же года количество публикаций возросло до 1675, при этом положительных статей было около 7 процентов, отрицательных — 29 процентов, в остальных просто констатировались факты.
   
   Оценив такое положение дел, руководство Газпрома приняло пожарные меры. В их числе: обновление кадрового состава, отвечающего за информационную поддержку реализации строительства объекта, смена подрядчиков и более жесткое управление системой их работы. Газпромовцы решили также провести глобальный ребрендинг проекта, что, собственно, и поручили SPN Ogilvy. Дмитрий Лобач похвалился результатами, достигнутыми в ходе этой "операции". Во-первых, из проекта одной компании "Газпром-Сити" стал проектом всего города. Во-вторых, небоскреб сменил название и стал "Охта-центром", что уже не так раздражало его противников. В-третьих, расширились социальные функции проекта — за счет появления в нем галереи искусств, спортивного комплекса и других общественно полезных учреждений.
   
   В ходе работы компания SPN Ogilvy сформировала для себя ряд задач, в том числе: переход от конфликтного состояния к цивилизованному открытому диалогу, адресная работа с представителями каждой из целевых аудиторий проекта и другие. К основным целевым аудиториям специалисты коммуникационного агентства отнесли органы власти и средства массовой информации. С каждой из этих групп предстояло основательно поработать. Чиновников долго уговаривать не пришлось — достаточно было официальной презентации нового названия и нескольких тематических заседаний Градостроительного комитета в марте-июле 2007 г. А вот с журналистами все оказалось сложнее: заседаниями их не пронять, а платить им за "нужную" точку зрения, по мнению пиарщиков, неэффективно.
   — Решение медиапроблем финансовыми способами приводит к их усугублению — чем больше платишь журналисту за молчание, тем громче он говорит в свободное от работы время в надежде на продолжение эффективного сотрудничества, — прокомментировал Дмитрий Лобач.
   Тем не менее определенную работу со СМИ компании провести все же удалось — в прессе замелькали статьи с заголовками типа "Город на берегах Охты", "Нелегкий путь шедевра", "Здесь будет город заложен". Изменилась и статистика в сфере публикаций: по данным SPN Ogilvy, количество негативных статей уменьшилось с 421 в I квартале 2007 г. до 201 в III квартале, а позитивных, напротив, увеличилось — с 245 до 289.
   
   Правда, почему большинство положительных статей об "Охта-центре" было написано авторами, которые до этого были неизвестны в журналистском сообществе Петербурга, Лобач не объяснил. Забыл он сообщить и о спецвыпусках "Новой газеты в Санкт-Петербурге", посвященных критике как градостроительной политики Смольного в целом, так и проекта "Охта-центр" в частности. Сейчас общее количество публикаций о небоскребе также изрядно уменьшилось, так как тема, полагает Лобач, сама себя изжила.
   
   Ну и конечно, большое внимание сотрудники SPN Ogilvy уделили работе с населением: как на уровне Красногвардейского района, так и на общегородском. В районе они сформировали десять фокус-групп (по четыре со стороны сторонников и противников проекта и две из воздержавшихся), провели экспертный опрос среди чиновников и руководителей крупных предприятий. Для горожан в целом PR-специалисты организовали "семейный праздник" под названием "Небывалое бывает". Как известно, авторство этого девиза принадлежит императору Петру I, который велел отлить медали с такой надписью для награждения солдат и матросов, участвовавших во взятии крепости Ниеншанц. Нынешние пиарщики решили это изречение позаимствовать.
   
   Помимо этого, с помощью SPN Ogilvy были организованы выступления на телевидении таких известных персон, как Валерий Гергиев, Галина Вишневская, Алексей Герман, Михаил Боярский, Владимир Бортко. Все они дружно выражали симпатии к идее небоскреба и мягко склоняли горожан на свою сторону. Данных о количестве переменивших свою позицию простых петербуржцах компания не предоставила…
   
   Как сообщил Дмитрий Лобач, в процессе работы над проектом "Охта-центр" компания SPN Ogilvy сделала следующие выводы: во-первых, воплощение проекта в жизнь было начато без учета общественного мнения, во-вторых, главная причина негатива заключалась в отсутствии информации, в-третьих, экстренные меры по реабилитации проекта потребовали гораздо больших средств и усилий, чем если бы была проведена грамотная "профилактическая работа с общественностью.
   
   Резюме мастер-класса в исполнении Дмитрия Лобача изобиловало военными терминами. Выглядело оно так:
   — Обороняя информационное поле от вероломного агрессора, союзникам удалось добиться решающего перелома в схватке при Охтинской дуге. В настоящее время на всех фронтах продолжаются позиционные столкновения локального характера. План агрессора по глобальной дестабилизации медиаполя провалился.
   
   P.S. В Петербурге ходят слухи, что одна известная социологическая служба по заказу Газпрома провела замеры петербургского общественного мнения относительно "Охта-центра". Якобы, по данным этого исследования, идею возведения 400-метрового небоскреба в устье Охты поддерживают всего 18,4% горожан, а 39,8% петербуржцев против строительства небоскреба. Если это действительно так, то г-н Лобач явно поторопился доложить о победе "в схватке при Охтинской дуге".
   
   Зоя ДЫДЫНСКАЯ



Материалы по теме
25.11.09(17:48) Куприянов: в инвестиционной программе Газпрома на следующий год нет проекта "Охта центр"
25.11.09(13:29) Сергей Шелин: Небоскреб превратился в символ начальственного упрямства
20.08.09(14:41) "Газпром нефть", нарушая высотный регламент, требует соблюдения регламента в ногтях
22.05.09(10:59) Социолог: Миллер посвятил "Охта центр" оккупантам новгородских земель
14.05.09(16:56) Штырь
04.05.09(10:38) Со стройплощадки Охта-центра на несанкционированную свалку вывозят грунт
03.05.09(10:52) "Газпром" сэкономил на персонале, увеличив выплаты руководству
01.04.09(14:05) Эксперт о проекте планировки квартала на Охте: "Необходимо пресечь подтасовки"
11.03.09(15:35) Планы по строительству "Охта-центра" остаются неясными
20.02.09(14:29) Ирма Ниорадзе: Если Охта-центр нарушит "небесную линию Петербурга, то я против"
27.01.09(10:51) В "Газпром нефти" грядут массовые сокращения менеджеров
21.01.09(17:07) Алексей Ковалев: "Охта-центр" не построят никогда
12.01.09(12:50) Игорь Водопьянов: Газпром не должен строить высотные офисы
29.12.08(18:21) Газпром: "Охта-центр" должен стать штаб-квартирой Организации стран экспортеров газа
26.12.08(12:04) "Охта-центр" будут строить за счет Газпрома


© Газпром-Cити, 2006-2024